В минувшее воскресенье театр «Свободное пространство» вместе с 50-м показом спектакля «Ханума» отметил и юбилей своей «главной свахи» – заслуженной артистки РФ Нонны Исаевой, в 2016 году удостоенной за вклад в развитие театрального искусства медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
В канун торжества Нонна Феликсовна поделилась своими воспоминаниями и размышлениями о профессии.
Девичья блажь
– Я росла в театральной семье, поэтому все свое детство провела за кулисами. Папа был заместителем директора Карагандинского драматического театра, мама – там же звукорежиссером. Разумеется, я мечтала о сцене, хотя отец всячески противился моей мечте: по должности он очень хорошо знал закулисье и его нравы, знал, как зависима актерская профессия от воли режиссера, был свидетелем не одной личной драмы. Словом, он считал мою мечту «девичьей блажью» и серьезно к ней не относился.
Аттестат зрелости я получила в 1980 году и, пользуясь недельным отсутствием отца, махнула в Свердловское театральное училище. Даже на выпускной вечер не осталась.
Увидев, какие длинноногие и златокудрые девушки подают документы, решила: не поступлю – поеду в Загорск, устроюсь на работу при Лавре, выйду замуж за священника и стану благочестивой матушкой. Разницы большой в миссии не видела: и там, и здесь служение в храме. Это была моя вторая «блажь», о которой родители даже не подозревали.
«Только с центрального входа»
– Но меня приняли, и четыре года учебы в одном из лучших театральных училищ страны промелькнули как четыре дня. Отец смирился с моим своеволием, но дал строгое напутствие: «Входи в профессию только с центрального входа, без окольных путей». Эти слова врезались в память на всю жизнь. Именно поэтому я не вернулась в родной театр, не воспользовалась и предложениями папиных коллег из других городов – никаких «окольных путей». Дипломные работы у нас смотрели несколько театральных «рекрутеров», был и человек из Орла. К этому времени создатель ТЮЗа Юрий Копылов уже уехал из города, и временный худрук Андреев набирал свою команду. Вряд ли он определил тогда мое амплуа: в четырех дипломных спектаклях я постаралась показать свои возможности как романтическая, драматическая, характерная и комедийная героиня. Он пригласил меня, и близость Орла к Москве стала главной в моем выборе будущего места работы.
Нас из Свердловска в том году приехало пятеро, еще несколько выпускников Андреев пригласил из Саратова, но по разным причинам практически все постепенно покинули ТЮЗ. Из набора 1984 года в Орле остались только мы с Олегом Семичевым, моим однокурсником и многолетним партнером по сцене.
Все началось с Евы
– Увы, любви с первого взгляда у меня не получилось ни с городом, ни с театром. Орел середины 80х годов сильно отличался от Свердловска, а в ТЮЗе я первые месяцы тихо страдала от невостребованности. До прихода в 1987 году Александра Михайлова так ничего интересного не сыграла, разве что Мальвину в детском спектакле. Зато в первой же значительной работе Михайлова – спектакле «Адам и Ева» по Михаилу Булгакову – получила главную женскую роль и возможность выйти на сцену вместе с опытными актерами Владом Трахтенбергом, Владимиром Кушнаревым, Владимиром Крашенинниковым, Вячеславом Тумановым. Первая российская постановка пьесы получилась замечательной. В 1988 году мы повезли спектакль в Москву на фестиваль ТЮЗов страны, а в 1991 году показали его на фестивале в Киеве, посвященном 100летию М. Булгакова. Михайлов тогда получил премию за режиссуру, а Крашенинников был отмечен за лучшую мужскую роль.
Режиссеры и роли
– Уверена, что актрисой я стала благодаря Михайлову, который доверял мне разноплановые роли, неназойливо учил, добиваясь задуманного. Это на первом курсе каждый поступивший мнит себя заслуженным или народным артистом, а столкнешься с конкретной работой – и чувствуешь, что ничего не знаешь в своей профессии. Так вот: Михайлов вселял в нас уверенность в свои силы, а своим доверием эти силы удесятерял. Я сравниваю его с отцом большого семейства, в котором культивируются взаимовыручка, чувство локтя и плечо партнера. К слову, молодые актеры, которые ушли в другие театры, признавались, что им после Орла трудно: такая доброжелательная атмосфера присуща далеко не всем театрам. Я же считаю, что наш театр – лучший в России. По репертуару, профессионализму актеров, желанию приглашенных режиссеров работать с нами. Именно здесь я пережила более 60 жизней: от сказочной Мальвины до 100летней Марии Ивановой в спектакле «Марьино поле», от гоголевского жениха Яичницы и дядюшки Кеке в «Клятвенных девах» до моей любимой Ханумы. Убеждена, что в театре нет маленьких ролей, поэтому абсолютно спокойно в одном спектакле играю главную, а на следующий день – эпизодическую роль и даже бессловесно стою в массовке. А еще все мы, невзирая на возраст и звания, с удовольствием играем в постановках для детей. Так что в моем послужном списке есть и Коза, и Старая зайчиха, и кукла Маша, и собака Авва, и Лошадь в «Очень простой истории», которую мы по просьбам зрителей восстанавливаем.
Не обойдена я вниманием и приглашенных режиссеров – отечественных и зарубежных, которые в разные годы ставили на нашей сцене спектакли. Работа с каждым, будь то Геннадий Тростянецкий или Владимир Ветрогонов из СанктПетербурга, поляк Гжегож Мрувчиньски, литовец Линас Зайкаускас – это всегда новый опыт и прекрасная школа актерского мастерства, которой я очень дорожу. А еще тем, что выхожу на сцену с очень профессиональными и надежными людьми, с которыми мне комфортно работается. Надеюсь, им со мной – тоже. И если это так, то я очень счастливый человек.
Коллектив редакции поздравляет Нонну Феликсовну Исаеву с юбилеем, желает ей здоровья, всех жизненных благ, интересных ролей в новых театральных проектах.
Валентина Новошинская
Фото из архива актрисы