По итогам ежегодного городского конкурса работников муниципальных досуговых учреждений победителем названа главный художник Орловского городского центра культуры Мария Кистенёва.
Госпожа оформитель
Ее произведения не выставляются в музеях и галереях и жизнь у них недолгая – пока длится торжество. Зато ими любуются сразу сотни людей: те, кто пришел на концерт в ОГЦК, или многочисленные гости ежегодного городского праздника «Орел – созвездие любви», который проходит на набережной Орлика у ротонды, или зрители новогодних театральных спектаклей с декорациями и элементами костюмов художника Марии Кистенёвой.
За шесть лет работы в ОГЦК она оформляла сцену зрительного зала для десятков театрализованных концертов, ежегодных церемоний «Лица города» и «Молодые лица года», благотворительной акции «Свет рождественской звезды», традиционного спортивного бала «Вместе к вершинам Олимпа» и др.
– Да, это Мария является разработчиком сценического оформления и творческого пространства самых главных культурных мероприятий, которые проводятся под патронажем городской администрации и городского Совета народных депутатов, – поясняет директор ОГЦК Елена Майорова. – У этой молодой, не по возрасту рассудительной женщины с явно философским складом ума есть чему поучиться и более опытным сотрудникам. Человек творческий, она отлично работает в команде с режиссерами, сценографами, осветителями, несуетно и креативно решает поставленные задачи.
Кабы вы знали, из какого сора…
Работы Марии помимо восхищения вызывают и традиционный вопрос: как, из чего сделаны все эти мерцающие драпировки и подвижные мобили, цветущие деревья и гигантские цветы, сказочные замки и кареты, царские одежды? Из зрительного зала декорации, костюмы и убранство сцены кажутся выполненными из очень дорогих материалов.
В ответ на мои предположения о парче, бархате и гипюре Мария улыбается:
– Эти названия не для нашего бюджета, мы создаем «роскошь» из самых простых материалов. И если из зала они кажутся дорогими, значит, мы с моим помощником – художником Сергеем Грецовым – знаем свое дело.
Что касается декораций, то Мария в основном работает с тем, что обычно используется во время ремонта – пиломатериалы, разные виды пластика и полиэтилена, другие синтетические и нетканые материалы. А еще в ход идут все виды бумаги – от салфеток до картона. Сотрудники ОГЦК, прежде чем выбросить какуюлибо упаковку в мусор, несут ее Маше. А вдруг это окажется «бесценным» материалом или даже источником вдохновения.
Начало начал
Это креативное начало в Марии от мамы Людмилы Григорьевны Головиной – художника по образованию и мировоззрению. В годы пустых прилавков и безденежья она, модельер и дизайнер, придумывала и шила дочери такие наряды, каких было не достать ни в одном орловском магазине. Хорошему вкусу и стилю, как и умению вязать и шить, девочка была приучена с детства, а вот интерес к изобразительному творчеству пришел уже в художественной школе.
– Здесь во втором классе я попала к Галине Михайловне Бурмаковой, педагогу от Бога, – вспоминает свои первые «университеты» художница. – Для нее было очень важно привести в действие эмоции своих учеников, воспитать в нас культуру чувств. Делала она это по своей авторской методике, направленной прежде всего на развитие образного мышления. Она будила наши мечты и фантазии. А мы выплескивали их, например, в своих иллюстрациях к прочитанным книгам. Одна из них – поэма Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» – стала темой моей дипломной работы.
Поскольку поэма переведена на русский язык Буниным, то, окончив худграф ОГУ, Мария подарила папку с графическими листами мемориальному музею писателя. Так что ее работы всетаки хранятся в музее. Пусть и литературном.
Притяжение пространства
Оформительскому искусству больших пространств она училась в процессе работы. Правда, на дизайнерском отделении художественного училища, которое Мария окончила до университета, тему «проходили», но без практики. Так что снова пришлось засесть за специальную литературу, перерыть нужные сайты. Это оказалось очень увлекательным занятием, которое потребовало освоения новых техник и приемов. Она с одинаковым интересом работает как за компьютером, так и на верху лестницыстремянки, преображая эскиз в тематическую инсталляцию. При этом любит посидеть и над макетами афиш и программок многочисленных культурнодосуговых мероприятий ОГЦК.
– Свободное время последних лет посвящаю в основном гусельному музицированию и вязанию, – рассказывает Мария. – Нахожу большое удовольствие наблюдать за движением ажурных теней, которые отбрасывают мои подвесные мобили из кружева, дерева и металла. Это рукоделие еще тем привлекательно, что позволяет одновременно слушать музыку или аудиозаписи стихов любимых поэтов, смотреть сюжеты о странствиях и природе, планировать с мужем и дочерью маршруты собственных путешествий. Особенно люблю Кавказ. Здесь совершенно невероятные пространства, состояния и стихия.
Всего лишь вариант
Мария из тех творческих натур, кто никогда не удовлетворен собой и своей работой. Еще в училище поняла, что в любом случае, каким бы ни был результат, он всего лишь один из множества вариантов. В искусстве нет и не может быть истины в последней инстанции, поэтому она научилась делать выводы из неудач и плюсы – из минусов. Человеку, который постоянно занимается самообразованием, познает и осваивает новое, учиться на своих ошибках приходится чаще, чем тому, кто пользуется готовым. Зато и полученный опыт бесценен, и профессионализм бесспорен.
Валентина Новошинская