В конце марта в Госдуму внесен законопроект, обязывающий учителей оказывать детям срочную медицинскую помощь.
Об эффективности нововведений, ответственности семьи и школы за здоровье детей рассуждает главный внештатный педиатр Орловской области Петр Минаков.
На этой «волонтерской» должности Петр Леонидович всего месяц, а известен в медицинских кругах как руководитель амбулаторнополиклинической службы НКМЦ им. З.И. Круглой, врачоториноларинголог высшей категории с 25летней практикой.
– На ваш взгляд, почему вдруг депутаты озаботились здоровьем школьников?
– Это не совсем «вдруг», проблема зреет уже много лет. Недавно мои коллеги вернулись из Москвы, где состоялся большой форум российских педиатров. Цифры и факты в докладах ведущих специалистов не вызывают оптимизма. Если среди первоклассников отклонения от здоровья фиксируются у 30%, то к выпускному хронические заболевания выявляются уже у 60 – 65% детей. Помимо ежедневного сидения за партами в течение 4 – 6 часов, школьники очень мало двигаются и во внеурочное время, предпочитая проводить его за мониторами компьютеров и смартфонами. В результате среди детских заболеваний сегодня лидируют близорукость, нарушения сердечнососудистой и костномышечной систем, опорнодвигательного аппарата, патологии желудочнокишечного тракта. И, наконец, известная всей стране страшная цифра: за прошлый учебный год на уроках физкультуры – в залах, на стадионах, в бассейнах – погибли 211 школьников. Во многих случаях все решали первые пять минут, но изза растерянности и незнания взрослыми основ первой доврачебной помощи наступал летальный исход. Исправить сложившуюся ситуацию как раз и должен новый законопроект, в котором будут прописаны основные меры по охране здоровья школьников.
– Считаете ли вы целесообразным нагружать педагога и специальными медицинскими знаниями?
– Наверное, законопроект преследует благие цели, и учитель, как, впрочем, и представитель любой другой профессии, должен иметь соответствующую подготовку по оказанию первой доврачебной помощи при несчастных случаях – травме, кровотечении, аллергической реакции, отравлении и даже в случае остановки дыхания или сердечной деятельности. Главное в экстренной ситуации – не теряться, оценить степень опасности, внятно объяснить состояние ребенка диспетчеру скорой помощи и знать, что делать до приезда врача. Но если этот документ примут, то должны принять его вместе с серьезной нормативноправовой базой и гарантированным финансовым сопровождением, направленным на специальное обучение педагогов и воспитателей, обеспечение учебных учреждений медицинскими и санитарногигиеническими средствами. В противном случае мы рискуем навредить ребенку, а педагога, который оказал ему первую помощь, подвести под статью уголовного кодекса.
– А что, школьные медкабинеты уже не справляются со своими функциями?
– К сожалению, они действуют далеко не в каждой школе. Вопервых, не все имеют возможность получить лицензию на медкабинет и приобрести оборудование для него: у Минздрава на этот счет высокие требования и стандарты. Вовторых, и это самое главное, регион испытывает острый дефицит как врачейпедиатров, так и медсестер. В последние годы у нас некому работать даже на участках, в том числе и в Орле. Отсюда и чрезвычайная загруженность врачей, и очереди к ним. Во многих районах области всего по одному педиатру, узких детских врачей нет вообще. Три с половиной тысячи детей – и один педиатр. Больно говорить об этом, но профессия медика утратила у молодежи свою привлекательность, тем более романтический налет. Большинство сегодняшних студентов видят себя вне стен государственных медицинских учреждений. Они готовятся к оказанию высокооплачиваемых услуг, которые в короткие сроки сделают их успешными и знаменитыми. И в этих планах нет районных поликлиник.
Но медицинская помощь нужна постоянно, здесь и сейчас. Именно поэтому на базе НКМЦ уже несколько лет работает мобильный консультативный медицинский центр. С бригадой врачей и необходимым диагностическим оборудованием мы по графику регулярно выезжаем в районы области и помогаем местным врачам проводить диспансеризацию. Цель таких выездов – максимально охватить профилактическими осмотрами детское население от 1 месяца до 18 лет, чтобы на ранней стадии выявить патологии и вовремя начать лечение. А на территории региона проживают 130 тысяч детей, которых до совершеннолетия кроме обязательного ежегодного профосмотра необходимо два раза – перед поступлением в школу и в 15 лет – бригадой узких специалистов углубленно обследовать каждого. Так что молодые кадры нам просто необходимы, и я очень надеюсь, что новые правила приема и программы обучения все же повысят мотивацию выпускников мединститута и медколледжа идти «в народ».
– Петр Леонидович, а какое место в охране и укреплении детского здоровья должны занимать семья, родители?
– Конечно, прежде всего они, а не школа и учитель ответственны за ребенка. Я не стану говорить о том, какие большие претензии у педиатров к родителям по поводу качества питания и режима отдыха детей. Затрону только проблему прививок. Вроде бы все сегодня грамотные, но стоит заговорить на эту тему, обнаруживается дремучее невежество.
Мне неприятно говорить с родителями, которые ставят под сомнение опыт и знания врача, не доверяют его рекомендациям, в том числе и по поводу прививок. Уж если выбрали врача, то верьте ему. Как правило, не спорю с теми из них, кто лучше меня знает, как лечить, но всегда напоминаю, что инфекции мстят, когда о них забывают. Так что если родители игнорируют советы педиатров, они тем самым берут на себя всю ответственность за здоровье ребенка. И отвечают за последствия тоже они.
Беседовала Валентина Новошинская