Во всех спектаклях по произведениям писателя-земляка, поставленных в ОГАТ во второй половине ХХ века, непременно играла актриса Маргарита Колесова (1916 -2007)
Во всех спектаклях по произведениям писателя-земляка, поставленных в ОГАТ во второй половине ХХ века, непременно играла актриса Маргарита Колесова (1916 -2007)
Все 50 лет служения на орловской сцене она оставалась любимицей публики. Среди 125 сыгранных ею ролей особое место занимали тургеневские образы – от Лизы Калитиной до ее тетушки Марфы Тимофеевны, от Верочки до старой помещицы Ислаевой.
«Явление» Верочки
Она ворвалась на сцену юной, непосредственной в поступках и чувствах героиней пьесы «Месяц в деревне». Это случилось в 1951 году, когда главный режиссер театра Александр Белявский поручил ей дебют в своем спектакле. К тому времени Колесова уже была опытной актрисой, более десяти лет выступавшей в театрах Одессы, Симферополя, Владивостока, Кирова, Горького.
Актриса вспоминала, что на роль 17летней девочкисироты согласилась с большим сомнением, потому что сама к тому времени была почти вдвое старше своей героини. Однако режиссер сумел вселить в нее веру в то, что она сможет справиться с этим сложным, едва ли не самым динамичным образом в тургеневской галерее женщин. Он помог глубже понять характер Верочки, мотивы ее перерождения из наивной девочки в глубоко страдающую женщину, первое чувство которой так жестоко отвергнуто любимым и оскорблено соперничеством ее покровительницы.
Дебют Колесовой на орловской сцене прошел более чем успешно: ни в одном эпизоде зритель не усомнился в том, что роль исполняет ровесница Верочки. А писатель и театральный критик Леонид Афонин оставил об этой работе актрисы такие строки: «Страстный, глубокий характер Веры правильно понят М.Н. Колесовой. Лучше других ей удались сцены, в которых выступает драматический элемент роли Веры, ее тяжелая судьба девочкисироты, ее высокое чувство нравственного долга».
Эталон мастерства
Таким Маргарита Николаевна считала творческий подвиг Марии Савиной, подлинно «тургеневской» актрисы русского театра, первой в актерской практике исполнившей три женские роли в спектакле «Месяц в деревне». И поскольку в 5070е годы на орловской сцене спектакли по пьесам Тургенева и инсценировки его произведений ставились неоднократно и разными режиссерами, она во многих из них по примеру Савиной переиграла практически все главные женские роли. Так, в «Месяце в деревне» помимо Верочки она выходила в образах Натальи Петровны и ее свекрови Анны Семеновны Ислаевой, а в «Дворянском гнезде» в разное время играла Лизу Калитину, Марию Дмитриевну и Марфу Тимофеевну. Директор театрального музея Алексей Костяков утверждает, что это явление само по себе необычайно редкое даже в сегодняшней актерской практике. Колесова же в сотворчестве с режиссерами создала многолюдную галерею разновозрастных тургеневских женщин. Они взрослели вместе с актрисой, которая показывала своих героинь не через события, а благодаря внутренней работе души. Так, как это делала, судя по восторженным оценкам современников, великая Мария Савина.
Живое чувство
Практически каждая новая работа Колесовой в тургеневском спектакле обращала на себя внимание и вдохновляла критиков на анализ ее игры. В 1960 году состоялась новая премьера «Месяца в деревне» – в другой редакции и с другим режиссером. Уже в почетном звании заслуженной артистки РСФСР Маргарита Николаевна в этом спектакле вышла на сцену в роли Натальи Петровны. Здравствующая актриса, ветеран орловской сцены Лидия Макарова вспоминает, что весь ее облик был эталоном благородства, изящества и женственности, при этом за внешней сдержанностью угадывалась пылкая, страстная натура.
Старший научный сотрудник музея И.С. Тургенева Борис Богданов в своей рецензии на тот, до сих пор памятный многим орловским театралам спектакль, записал, в частности: «За каждым словом, жестом, поступком Колесовой – Натальи Петровны угадывается живое трепетное чувство женщины, которая мучительно хочет прорваться сквозь ледяную корку светских приличий и условностей. И хотя ослепление страсти толкает Наталью Петровну на соперничество со своей воспитанницей, Колесовой удается донести до зрителя и искреннее раскаяние, и беззащитность первой настоящей любви своей героини».
Маргарита и ее Мастер
– В театре она была бесспорной примадонной, любимицей публики, – вспоминает Лидия Николаевна. – Не припомню роли, которая не привлекла бы доброжелательного внимания критики, не вызвала бы овацию зала. При этом она была простой в общении со всеми работниками театра – от режиссера до костюмера. Без всякого налета «звездности».
В конце 1980х годов Колесова помолодому азартно включилась в создание театрального тургеневского Дома, принимала участие в осуществлении программы «Классика». Театр был смыслом ее жизни, домом, семьей. На этих подмостках они с мужем (артистом Михаилом Афанасьевичем Бубеном) отметили 50летие супружеской жизни и 60летие служения сцене. За кулисами их уважительно называли «Мастер и Маргарита».
С театром они расстались красиво и достойно – на фестивале в Белгороде, в спектакле по произведению Леонида Андреева «Василиса Петровна». Случилось это в ноябре 1998 года.
Оставшись после смерти мужа одна, Маргарита Николаевна не оборвала связь с театром. Всегда приходила на премьеры, встречалась с театральной молодежью, приглашалась в качестве почетной гостьи на открытие сезона и ежегодные театральные праздники, связанные с днем рождения Тургенева. И не было случая, чтобы ктото из зрителей не подошел к ней выразить благодарность за прекрасную игру, впечатления от которой сохранились в памяти навсегда.
Валентина Новошинская
Фото из музея ОГАТ