В областном институте развития образования (ИРО) обсудили итоги участия орловских старшеклассников в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ).
Три призера
К разговору в формате круглого стола были приглашены организаторы образования, школьные учителя, подготовившие олимпиадников, а также сами виновники торжества – 17 учащихся 9-11 классов, которые несколько апрельских дней отстаивали интеллектуальную честь Орловщины в разных городах России. Десять из них – ученики орловских школ, причем, трое – из гимназии № 34.
Как и в прошлом году, по сумме набранных баллов победители региона на заключительном этапе приняли участие в турнирах не по всем предметам. Наши дети не были приглашены на олимпиады по математике, физике, информатике, экономике… Нет, орловская земля не оскудела юными ньютонами и лобачевскими. Проблема в необоснованно завышенных проходных баллах для участия в заключительном этапе ВсОШ, которую, по мнению всех присутствующих за круглым столом, необходимо решать на федеральном уровне.
Приветствуя и поздравляя одаренных детей и их педагогов, директор ИРО Ирина Патронова и заместитель начальника управления общего образования Наталья Мартынова обратили внимание на то, что в этом году баллы для участия в заключительном этапе олимпиады набрали школьники только трех городов области – Орла, Ливен и Мценска. При этом представитель каждого города вошел в число призеров ВсОШ по конкретному предмету. Так что в этом году у нас в области три призера, и каждому его педагог дал очень высокую оценку.
Награда за смелость
Это орловец Степан Бильков, ученик 9 класса гимназии № 39 (немецкий язык, учитель Светлана Ильина), одиннадцатиклассник из Мценска Сергей Багликов (история, учитель Надежда Михеева) и десятиклассник из Ливен Максим Балакало (технология, учитель Елена Андреева).
Если юноши из Орла и Мценска в заключительном этапе олимпиады участвуют впервые, то ливенский Кулибин стал призером во второй раз. В прошлом году высоким баллом комиссия отметила его авторский байк, а на этот раз в СанктПетербурге Максим представил выполненную с нуля электрогитару и подробное описание всех этапов работы. Будет ли он использовать шанс еще раз, в 11 классе, юноша еще не решил, тем более, что каждая из побед уже обеспечила ему льготное поступление в любой, соответствующий профилю олимпиады вуз страны. Как, впрочем, и всем нынешним и прежним победителям и призерам, которые хоть раз участвовали в заключительном этапе ВсОШ. Во многих школах Орла и области с гордостью называют выпускников, чьи победы в олимпиадах и последующая успешная карьера служат сильной мотивацией для нынешних учеников.
Синица против журавля
– Подготовка к ним – дело долгое и хлопотное, – поясняет заместитель директора ИРО Оксана Поповичева. – Дети, которые решились проверить себя в региональном или всероссийском этапах олимпиады, должны научиться так спрессовывать время, чтобы успевать гораздо больше своих одноклассников. Им нужно читать много дополнительного материала, вести исследовательскую работу, заниматься внеурочно со своим педагогом или в Центре одаренных детей при нашем институте, где ежегодно по углубленным программам бесплатно обучаются около 450 орловских школьников. Почти столько же – в нашей дистанционной школе «Интеллект». При этом все они обязаны успевать по остальным школьным предметам, чтобы достойно сдать ЕГЭ. Именно по этой причине некоторые дети, набравшие нужное число баллов для участия в региональном и даже всероссийском этапах олимпиады, отказались использовать свой шанс, решив вместе с родителями, что синица в руках надежнее журавля в небе.
Преодолеть страх
А Светлана Масленникова, одна из лучших учениц Игоря Перелыгина, педагога французского языка школы № 17, считает, что кроме обширных знаний участнику олимпиады нужно научиться преодолевать неуверенность, свойственную многим школьникам из регионов. Светлана учится в 11 классе, это ее первая олимпиада и хотя она не добрала до статуса призера всего четырех баллов, проигравшей себя не считает.
Рассказывает, что в Ульяновск съехались 206 победителей регионального этапа и почти половина из них – москвичи и питерцы. Многие стали победителями и призерами, но, судя по данным сайта Министерства образования, более 30 участников из столиц показали меньший, чем у орловской школьницы, результат.
– Всероссийская олимпиада – прекрасный шанс проверить свои знания по любимому предмету, – говорит Светлана. – Конечно, все надеются на победу или призовое место, но приглашение на заключительный тур уже дает право называться победителем. А впечатления от заданий, встреч и общения с ровесниками из других регионов только упрочили мое желание самосовершенствоваться.
Девятиклассница лицея №4 Даша Климова полностью согласна со Светланой в оценке значения олимпиады. Как победитель регионального тура она побывала в Великом Новгороде, где собрались 226 знатоков обществознания. Тоже не дотянула до звания призера, зато узнала много нового и сумела преодолеть страх, который испытывает каждый новичок. Даша еще окончательно не определилась с выбором профессии, но принимает участие в олимпиадах по разным предметам и на правах вольнослушателя посещает занятия в музыкальном колледже.
– Если есть желание учиться, время всегда найдется, – выразила общее мнение всех олимпиадников девушка.
Валентина Новошинская
Фото Вячеслава Винокурова