По Орлу прокатилась очередная волна телефонного мошенничества с банковскими картами. Специалисты настоятельно рекомендуют при получении SMS-сообщения о якобы блокировке карты не перезванивать по указанному там номеру телефона.
Украсть дистанционно
В течение только одной недели мая полиция в Орле ежедневно получала заявления от горожан, пострадавших от действий мошенников – блокировщиков карт. Причем среди жертв были не только пенсионеры, но люди разных возрастов — и 32летние, и 50летние. Не менее впечатляющим стал и «улов» аферистов. В одном случае им удалось похитить с карты орловца 170 тыс. рублей, в другом – 150 тыс., в третьем – 149 тыс., ну и по «мелочи» – 5060 тыс. рублей. Во всех случаях была использована одна мошенническая схема: гражданам поступало SMSсообщение о том, что обслуживание карты может быть приостановлено; ниже был указан номер телефона, по которому следовало уточнить информацию. Когда люди перезванивали, им отвечал якобы сотрудник банка. Он вежливо задавал «профессиональные» вопросы о заемщике, уточнял наличие кредитов в банке и сообщал, что для разблокирования карты необходимо провести ряд операций. Для этого просил все данные карты, а также пришедший по SMS проверочный код. Как только граждане передавали эту информацию, мошенники списывали с их карт все деньги.
Как сообщил 28 мая на брифинге в УМВД России по Орловской области врио начальника управления уголовного розыска Владимир Дулин, количество мошеннических преступлений в регионе не сокращается. За четыре месяца этого года зарегистрировано 287 случаев различного рода мошенничества. Это на 15% больше чем за тот же период прошлого года.
– Если раньше у нас доминировали факты социального мошенничества, когда аферисты действуют под видом социальных работников или газовиков преимущественно в отношении пожилых людей, пенсионеров, то сейчас основную массу составляет дистанционное мошенничество. Это телефонное мошенничество, когда жертву вынуждают заплатить за якобы попавшего в ДТП родственника, списание средств с банковских карт, а также интернетмошенничество при покупке или продаже товаров через различные сайты, – сообщил о неутешительной тенденции Владимир Дулин.
Звонок из Сибири
По словам руководителя угрозыска, телефонным мошенничеством, как правило, занимаются люди, отбывающие наказание в далеких от Орла регионах, — Новосибирской, Ростовской, Владимирской, Тверской, Смоленской областях. Звонки совершают путем простого перебора цифр пока в результате совпадения не выйдут на доверчивого «клиента». К примеру, недавно оперативники выезжали в Новосибирскую область, где установили подозреваемого, который совершал мошеннические звонки по поводу якобы ДТП в Северном и Железнодорожном районах Орла. По этим фактам возбуждено уголовное дело, сейчас оно расследуется. Аналогичную работу полицейские проводят во Владимирской области, где задержан еще один подозреваемый в мошеннических звонках.
Проблема в том, что расследование подобных преступлений требует времени, сопряжено с длительными командировками сотрудников полиции в другие регионы. При этом сами мошенничества с банковскими картами совершаются мгновенно. Как правило, в этих случаях действуют организованные преступные группы, хорошо оснащенные и имеющие специально подготовленных людей для общения с «потенциальными клиентами».
«Играют» на чувствах
Как пояснили в Орловском отделении Сбербанка, телефонное мошенничество основано на социальной инженерии. А проще говоря, на приемах, которыми и по сей день порой пользуются цыганки, чтобы войти в доверие к человеку и заставить его добровольно расстаться с деньгами или ценностями. Ну кто будет думать о мошенниках, когда звонят и сообщают о том, что родной человек попал в беду – срочно нужны деньги, чтобы его выручить? Или что карту вотвот заблокируют и потеряешь доступ к своим деньгам. Мошенники «играют» на основных человеческих ценностях и чувствах: страхе за близких, желании помочь, опасениях потерять сбережения. Поэтому на крючок аферистов попадают не только доверчивые пенсионеры, но и опытные, знающие люди, даже сотрудники банков.
Причем с юридической точки зрения привлечь к ответственности мошенников (даже если их найдут) трудно – ведь человек сам снял деньги и сам передал их преступникам.
Аферисты используют не только классическую рассылку телефонных SMSсообщений, но и сообщения в мессенджерах, соцсетях, активно звонят по объявлениям на сайтах о покупкепродаже, чтобы вытащить контактные данные карты.
Другой способ касается тех, кто пользуется интернетом, – это фишинг. Речь идет о фальшивых ресурсах, повторяющих сайты известных интернетмагазинов или банков. Попадая на них, вы думаете, что оплачиваете свою покупку, а на самом деле мошенники получают доступ к вашей карте и опустошают ее.
Если подозреваете, что стали жертвой телефонных мошенников, как можно быстрее обратитесь в полицию. Круглосуточные номера дежурной части: «02» или «102», телефона доверия регионального УМВД – 41-38-56.
Правила безопасности для владельцев карт
- Всегда общайтесь с банком только по телефону, который есть на обороте вашей карты. Не перезванивайте по телефону, указанному мошенниками в SMS-сообщении.
- Сообщения от банков всегда приходят только с одного короткого номера – у каждого банка он свой, и вы должны его знать. Поэтому обращайте внимание, откуда поступило сообщение. Если оно пришло не с официального номера банка – это по умолчанию мошенничество.
- Банки официально не общаются с клиентами через соцсети. Поэтому все сообщения, которые приходят, в частности, через мессенджеры, – не от банков.
- Никогда не передавайте третьим лицам контактные данные карты: ее номер, срок действия и в особенности код безопасности, написанный на обороте. Если это сделать, мошенники снимут деньги с карты без вашего ведома.
- Расплачиваясь за покупки в интернете и вводя данные по карте, всегда проверяйте безопасность соединения (это замочек рядом с адресной строкой. Если он защелкнут, то соединение безопасно, а если открыт – высока вероятность мошенничества).
- Чтобы обезопасить себя от мошенничества с картой, можно воспользоваться финансовой защитой, которую предлагают банки. Услуга платная, но она позволяет вернуть деньги, отданные мошенникам по доброй воле.
Людмила Федосова