История
Со времен основателя Российского флота государя Петра I русские суда все чаще и дальше проникали на Север, покоряя суровость Заполярья и вод Арктики. Однако задолго до укрепления державы на суше и морях, Беломорье и Студеное море осваивали местные рыбаки. Сюда пришли гордые новгородцы, непокоренные крестоносцами и Золотой Ордой…
Многовековое противостояние со шведами, норвежцами, датчанами, голландцами и финнами завершилось триумфом русского оружия, отечественной концепцией военного кораблестроения и мореплавания. В дальнейшем «владычица морей» Великобритания и искавшая новые колонии Франция не раз вторгались в наши воды. Адмиралы кайзеровской Германии направляли эскадры Кригсмарине с начала Первой мировой…
Правительство царской России, видя опасность обстановки, оперативно сформировало флотилию Северного Ледовитого океана. Среди моряков было много уроженцев Орла, сел, деревень и городков Орловской губернии. Вместе с соратниками они защищали артерии грузовых перевозок, но полноценную оборону Заполярья обеспечить не смогли. Начинался развал 300летней монархии Романовых.
Октябрьская революция, интервенция и Гражданская война, словно бурунами винтов, надолго прикрыли «пеной забвения» великие заслуги первооткрывателей Русского Севера – С. Дежнева, братьев Лаптевых, Г. Седова, В. Русанова, Г. Брусилова, А. Колчака. Падение самодержавия привело не только к расколу на «белых» и «красных», но и позволило английским войскам оккупировать Мурманск и Архангельск. Неимоверным боевым напряжением воинов СевероДвинской флотилии и героев РККА удалось изгнать неприятеля за границы Советского Союза.
Морские силы Северного моря, организованные в 1920м на основе названной выше флотилии и трофейных кораблей, занимали третье мeсто по статусу вслед за Балтийским и Черноморским флотами. Печально, что за два года до смерти В.И. Ленина они были расформированы изза общевойскового сокращения Вооруженных Сил страны Советов.
Новая эра
85 лет назад стартовала новая эра по строительству ВМФ на северных широтах Родины. Северной военфлотилии, а затем и доблестному Северному флоту было и есть что беречь там от пришлых захватчиков. Эти земли хранят всю «таблицу Менделеева», не говоря о стратегических запасах топлива и других полезных ископаемых.
Ударными темпами первых пятилеток были возведены заводы, предприятия, фабрики – судостроительные, химические, оружейные, горнообрабатывающие, лесотехнические, пуховые, рыбные. Особую значимость приобрела постройка железнодорожных узлов и портов (в т. ч. на реках), а также доков, военноморских и авиационных баз, первых мощных ледоколов, пунктов гидрометеоразведки.
Неприступно жестокая Арктика могла заворожить северным сиянием, целями и задачами партии, трудовыми подвигами народа. Все помнят о папанинцах, «Челюскинской эпопее», о бесстрашной плеяде полярных летчиков – первых Героев Советского Союза. Помимо эйфории от рекордных перелетов, все зачитывались романом В. Каверина «Два капитана». Не будем забывать, сколько трагедий шло параллельным курсом к победному горизонту при освоении навигаций на Северном морском пути. Интересующиеся могут поискать литературу о героизме команд «Ермака», «Красина», «Сибирякова», «Литке», «Малыгина», «Седова», «Дежнева», «Сталина», «Урицкого», «Мурманца», «Тумана»…
Подвиги североморцев
Флот первым вступил в войну с Финляндией за два года до Великой Отечественной. Для большинства североморцев конфликт послужил начальным боевым опытом накануне реализации гитлеровского плана «Барбаросса» (нападение на СССР). Позднее плавсоставу кораблей, субмарин, эсминцев, катеров и судов выпадут святая миссия по обороне Отечества на коммуникациях, защита портов и конвоев лендлиза, слаженное взаимодействие с ВВС, армией, разведкой и партизанами. Война охватила огнем, минами, торпедированием, налетами, горечью потерь и радостью побед акватории Белого, Баренцева, Карского морей, она шагнула на восток, вплоть до пролива Вилькицкого.
Северный флот под флагманством А.Г. Головко сорвал доставку в Германию северонорвежских железа и никеля. Под его флагом вошли в морские энциклопедии мира подводники И. Колышкин, В. Котельников, Ф. Видяев, М. Бибеев, Г. Щедрин, И. Фисанович, Н. Лунин, Л. Сушкин, М. Гаджиев. Не было равных катерникам А.Шабалину, В. Лозовскому, Д. Колотию, В. Рассохину, С. Коршуновичу, В. Алексееву. На слуху у офицеров, мичманов, старшин и матросов, в «Боевых листках» и стенгазетах остались подвиги подчиненных адмиралов В. Дрозда, М. Долинина, Г. Степанова, С. Кучерова и Ю. Пантелеева. Были живы орденоносные воспитанники репрессированного флагмана К. Душенова, завещавшего крепить воинское братство флота, армии, авиации…
Неоценимый вклад в достижение господства на море и в небе Заполярья внесли экипажи эсминцев, бомбардировщиков, штурмовиков, торпедоносцев. В том бессмертном ряду – летчикиистребители, причисленные к ВВС КСФ, – морпехи и разведчики, интенданты и водители, военврачи и водолазы, золотые мастера по ремонту всех видов воентехники, политруки на передовой линии огня. Все проблемы и задачи моряков курировал уроженец Архангельской области нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов.
Моряки Краснознаменного Северного флота и воины Карельского фронта, задержав врага в начальной фазе войны, ценой больших потерь осуществили героическое наступление, изгнав агрессоров из родного Заполярья и северных районов Норвегии.
В преддверии Дня флота России, спустя почти девять десятилетий, мы вправе гордиться тем, что отважное военное поколение передало штурвал охраны морских рубежей Отчизны и нашим землякам, служащим на подшефном Городу первого салюта АПРК «Орел».
Виктор и Cергей РАССОХИНЫ, члены Союза российских писателей и организации «Флоту быть!»