С 1 по 7 декабря в Москве проходил XVI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик».
Один из самых престижных для молодых виртуозов.
Выступления транслировались в прямом эфире на телеканале «Культура». На отборочный тур было подано 178 видеозаявок. По ним жюри отобрало всего 48 юных музыкантов из 15 стран мира.
В числе 16 самых талантливых пианистов был приглашен и наш земляк, ученик городской школы искусств им. Кабалевского одиннадцатилетний Федор Орлов. Он стал дипломантом конкурса. Будто сама судьба, одарив такой фамилией, выбрала его прославить малую родину. По крайней мере, регион в лице Федора на конкурсе был представлен впервые. Соперниками Орлова были уже именитые пианисты из центральных музыкальных школ столиц мира. За их плечами гастроли, концерты в больших залах. Конечно, наш Федя тоже уже участвовал и побеждал на конкурсах различного уровня, но все же его концертная деятельность пока только начинается. Конкуренты Федора имели и возрастное преимущество – большинство из них были старше на два года, а значит, опытнее. Федор не попал в финал конкурса, но прошел во второй тур, когда из 16 лучших музыкантов международное жюри отобрало всего восемь.
«Сражение» пианистов
Гигантский зал Центральной музыкальной школы, вездесущие телекамеры, роскошный, но непривычный рояль «Стейнвей», именитые соперники, взыскательные члены жюри. Как не растеряться в такой атмосфере? А тут еще в первом туре Федору выпало играть тринадцатым, а во втором – и вовсе последним. Оставаться сконцентрированным, не перегореть в ожидании, выйти и за несколько минут выдать все, чему научился за четыре года музыкальной школы, – об этом много раз говорила ему педагог Ольга Коротаева.
Первый тур закончился поздно вечером 1 декабря. В гостиницу они с мамой вернулись уже ближе к полуночи. А утром Федя потихоньку, чтобы никого не разбудить, вышел из номера и направился к… лифту. Пока весь отель спал, мальчик катался с первого до последнего этажа. Тут он был совершенно один, и никто не мог помешать его мыслям, не отвлекал от музыки, которая звучала в нем и которую предстояло сыграть через несколько часов.
Для конкурса он вместе с педагогом подготовил несколько совершенно разнохарактерных произведений: Этюд-картину № 8 своего любимого Сергея Рахманинова, Юношеский этюд № 12 Ференца Листа – для первого тура. «Фантазию-экспромт» Фредерика Шопена – для второго тура. А для третьего, который не случился, – Концерт Кабалевского для фортепиано с оркестром № 3, часть 3.
– Я сделал все, что мы задумывали с педагогом и чего требуют эти произведения. Ольга Ивановна сказала, сыграл лучше, чем когда бы то ни было, – признается Федор.
А вот российский пианист и преподаватель Королевского колледжа музыки в Лондоне Дмитрий Алексеев проницательно угадал, что Феде ближе произведения Бетховена и Баха, а Шопен – не совсем его композитор.
– Я бы хотел услышать этого мальчика через несколько лет, – сказал на втором туре Дмитрий Алексеев. – Я уверен, что в будущем Орлова ждут большие успехи.
Федор совсем еще ребенок, и это чувствуется в его бесхитростных и откровенных словах и в очаровательном детском смехе, и в постоянном обращении за помощью к маме в поиске ответа на сложный вопрос. Но, когда он говорит о музыке, композиторах, превращается из обычного мальчика в тонко устроенное существо, мыслящее и чувствующее иначе, чем большинство из нас.
– Алексеев угадал: мне ближе музыка Баха и Бетховена, – рассуждает Орлов. – Шопен – романтик, утонченная личность. И его произведения такие бархатные, нежные, беленькие, чистенькие. А Бетховен – это борец, мужественный человек. Несмотря на то что рано потерял слух, продолжал писать музыку, выступать. У него все определенно, ритм, четкость. Но в Бетховене есть один процент шопеновской романтики. И, чтобы понять Бетховена на 100 процентов, мне нужно играть и Шопена… Самый любимый мой композитор, конечно, Рахманинов. Тяготы жизни, разлука с родиной – все нашло отражение в его музыке.
Лучше, чем вундеркинд
Юный пианист воплощает в себе все то, что пишут про музыкантов психологи. А именно: занятия музыкой развивают умственные, волевые, творческие, эмоциональные способности ребенка.
Федор – круглый отличник в своем лицее № 1. Он единственный в параллели обладатель хрустальной совы, которую вручают тем редким ученикам, кто окончил начальную школу без единой «четверки» в четверти за все четыре года. Мальчик дополнительно посещает занятия английским языком. А на школьном конкурсе «Зажги звезду» его моноспектакли по поэтическим произведениям Вознесенского, Рождественского, Высоцкого не раз удостаивались призовых мест. Он занимается карате столько же лет, сколько и музыкой. И не раз защищал честь города на соревнованиях. Как ему удается сочетать столько талантов – одному Богу известно! Что тут скажешь – гений! Но Федор с этим не соглашается. «Я трудяга, а не вундеркинд», – говорит он о себе. В его музыкальном дневнике даже есть на этот счет соответствующая цитата: «Гений – это 95 процентов труда и 5 – удачи».
Федя играет каждый день по несколько часов, а в выходные – шесть. Как ему удается отвлечь себя от обычных детских занятий: компьютерных игр, прогулок, болтовни с друзьями в соцсетях, – загадка. Федя говорит, что для него подготовка новой программы – это как знакомство с книгой, от которой невозможно оторваться, пока она не будет дочитана до последней страницы.
– Мама никогда меня не хвалит, и, думаю, это правильно, – мальчик одобрительно смотрит на маму.– «Только сам можешь знать, что ты в себе преодолел», – так она часто мне повторяет.
Мама Ольга в его жизни – главный человек, первый критик, друг и соратник во всех устремлениях и делах. С раннего детства дала сыну возможность полного выбора дела по душе. Совсем крошечным Федя ходил в клуб раннего развития «Монтессори». Потом в бассейн, кружок кукольного театра, изостудию «Цветные ладошки» и непродолжительное время – на бальные танцы. Примерно в два года мама подарила сыну детский синтезатор. Он стал его любимой игрушкой. А в семь лет Федя уже совершенно определенно выразил свое желание: отведите меня в музыкальную школу. И здесь все сошлось: его горячее желание научиться играть, упорство; внимательный и высококлассный педагог, готовый вкладывать душу в учеников, и мама, живущая только его интересами.
На пути к мечте
Воля к постоянным занятиям у Федора совершенно мотивирована. Он с увлечением расскажет, где, когда и что хочет сыграть, в каких конкурсах участвовать. А для этого и нужны многочасовые репетиции, без них – никак.
– Я очень люблю путешествовать, и эту возможность открывает мне именно музыка, поэтому я хочу стать концертирующим пианистом, – раскрывает свою цель Федор.
Орлов, как и его любимые композиторы, тоже борец. Он никогда не пасует перед неудачами. Вот и сейчас уверен, что обязательно вернется на «Щелкунчик» в следующем году. Покоя ему не дают не авторские статуэтки сказочного персонажа, выполненные по эскизам Михаила Шемякина, а возможность сыграть с симфоническим оркестром в Концертном зале имени Чайковского.
– Это святая святых для каждого музыканта. Исполнить Рахманинова в этом зале – моя мечта, – говорит он.
Возможность играть с оркестром на хорошем инструменте выпадает ему только на конкурсах. А как бы хотелось мальчику делиться своим талантом в Орле, выступать в филармонии, на других площадках города. Но почему-то пока не приглашают.
Ирина Самарина