Свою законодательную деятельность депутаты горсовета нового созыва решили начать красиво – с обсуждения вопроса об изменении герба и флага нашего города, благо в «кустах» обнаружился необходимый «рояль» – эскизные проекты обновленных муниципальных символов.
Узнав об этом, губернатор Орловщины Вадим Потомский возмутился: дескать, не время сейчас, – и вопрос из повестки дня исчез. Но осадок остался.
О маркетинге и святынях
В маркетинге изменение привычного логотипа фирмы или ее названия называется «ребрендинг». Иногда он становится эффективным средством продвижения товаров, ведь обновленные атрибуты ассоциируются у покупателей с прогрессом. При этом речь идет, во‑первых, о потреблении, а, во‑вторых, о конкурентной среде, то есть о сферах, изначально лишенных морально-этической составляющей. Святынями не торгуют, а в торговле не бывает святынь.
Процитирую нашего земляка, дизайнера и культуролога Виктора Панкова, по поводу затеи с «ребрендингом» герба и флага Орла, высказавшегося так: «Любая смена гербов, флагов и гимнов объективно ведет к ослаблению идентичности народа, его самосознания. Связь с историей, осуществляемую через государственные символы, нельзя прерывать бессмысленными изменениями в символике. Если на каждом повороте в развитии общества (кризисы, перестройки, смены госустройства, изменение территории) менять флаги и гербы, люди просто перестанут себя осознавать нацией…».
Возможно, мысль слишком громкая и патетичная, но в целом верная. Вот живой пример.
Центральное место на гербе города Челябинска занимает… верблюд. Когда-то этот город располагался на перекрестке торговых караванных путей, на верблюдах в Россию привозили товары из азиатских государств. В советское время герб изменили. Центральными его фигурами сделали гусеничный трактор и сталелитейный ковш. Однако в 1994 году все вернулось на круги своя – вернулись к первоначальному варианту с верблюдом. Воистину – символ невозмутимости и несуетности.
Я бы понял инициативу о смене символики, если бы (в преддверии юбилея нашего города!) речь шла о возвращении гербу его исторического облика – в том случае, если бы в советский период этот облик был принципиально изменен. Предположим, вместо аполитичного и идеологически сомнительного орла в советское время влепили бы на герб прибор (или прокатанную сталь, или грейдер). Тогда предложение вернуть орла было бы оправдано, по крайней мере, с исторической и с эстетической точек зрения.
И то… Если бы прибор на нашем гербе занял место орла лет 60 тому назад – не факт, что возвращаться к исторической версии следовало. Ведь «под прибором» тогда выросло бы несколько поколений орловцев. Для них именно прибор, а не орел являлся бы символом городской аутентичности.
Коронация
Нам повезло.
С тех пор как в 1729 г. был утвержден первый герб Орла, он практически не менялся. Вот официальное описание первой версии: «В синем поле белый город, на воротах которого черный одноглавый орел с золотой на голове короной».
После революции с головы птицы исчезла корона – вот и все изменения. Поскольку долгое время гербы советских городов вообще не имели официального статуса, в 1988 году наш герб был заново утвержден Орловским горсоветом народных депутатов.
И вот – извольте. Новый проект герба (тот, который так и не стали рассматривать на сессии горсовета), предполагает вновь водрузить на голову орлу золотую корону.
Что за кувырок исторической мысли? Дело даже не в имперских амбициях, с коими корона ассоциируется. В геральдике всякая корона символизирует, в первую очередь, богопомазанность власти, что, согласитесь, не слишком вписывается в нынешние механизмы выборов и назначений первых лиц города.
Вероятно, речь идет о стремлении вернуть гербу его первоначальный исторический облик. Но тут возникает много вопросов.
Во-первых, почему нужно ограничиться одним лишь гербом (и флагом за компанию)? Давайте «ОрелЪ» писать с твердым знаком на конце, сити-менеджера переименуем в городничего, полицейских патрульно-постовой службы – в околоточных… Да чего мелочиться – вернем крепостное право!
Во-вторых, короной на голове орла предложенный вариант обновления герба не исчерпывается. Над геральдическим щитом намереваются «надстроить» еще одну корону – так называемую «пятибашенную». С точки зрения геральдики, это оправдано (губернский город как-никак), но на историческом гербе этой короны не было! Тогда причем тут «возврат к первоначальному облику»?
И, в‑третьих, зачем это вообще нужно?
Цена вопроса
Официальная смена городского герба – далеко не столь невинная и безобидная процедура как может показаться на первый взгляд. Во всяком случае, законодательными мероприятиями она не ограничивается. Вот несколько пунктов из «Положения о гербе и флаге города Орла», принятого депутатами горсовета в 1998 году:
«Статья 1.3. Герб города Орла помещается на бланках:
городского Совета народных депутатов;
администрации города Орла;
председателя и заместителя председателя городского Совета народных депутатов;
комитетов городского Совета народных депутатов;
комитетов, управлений и отделов городской администрации;
унитарных муниципальных предприятий г. Орла.
Статья 1.4. Герб города Орла помещается на официальных резиденциях органов местного самоуправления г. Орла, в кабинетах председателя городского Совета народных депутатов и мэра города Орла, в зале заседаний городского Совета народных депутатов».
Таким образом, согласно этому Положению, в случае официального изменения герба придется заново печатать все упомянутые выше бланки, заказывать новые вывески, таблички и медальоны. А это – деньги.
Флаги на башнях
Честно говоря, долгое время я и не знал, что у Орла есть не только герб, но и официальный флаг. И это неудивительно. Герб все-таки активно эксплуатируется и в качестве символа, и в качестве логотипа. Он постоянно мелькает перед глазами. А флаг… Оказывается, этот флаг в строгом соответствии с упомянутым выше Положением гордо реет над зданием городской администрации по соседству с российским триколором. Честно говоря, понять, что именно там реет, почти невозможно – слишком высоко.
Оказывается, официальный флаг Орла выглядит так. Помните флаг РСФСР, существовавший с 1954 по 1991 годы? Как флаг СССР, только со светло-синей полосой по левому краю. Наш – точно такой, только с гербом Орла посередине.
Смена флага, на мой взгляд, – шаг еще более серьезный, чем смена герба. Герб – символ абстрактный, возвышенный, а флаг, знамя, – это предмет, с которым идут в атаку, который спасают на груди от врагов, который водружают над поверженными крепостями…
Безбашенность флага
Какие же изменения планировали внести в наш городской флаг?
По логике людей, озабоченных политкорректностью атрибутики, следовало бы просто обновить фон герба – вместо флага РСФСР использовать флаг ее правопреемницы – триколор РФ. Но нет. По одной из версий новый флаг должен выглядеть как «переформатированный» в прямоугольник герб в его «монархической» версии, по другой – с флага в его нынешнем виде просто-напросто удаляются звезда, серп и молот, а герб изображается опять же в новой редакции.
В любом случае с флага исчезают советские символы. Что это значит?
В СССР, как в любой великой державе, было и хорошее, и плохое. К сожалению, государственная символика эмоциональной дифференциации не подлежит. Нельзя заявить: мол, серп олицетворял хорошее, поэтому его оставим, а молот – плохое, поэтому от него избавимся. Очевидно, упраздняя все символы оптом, авторы проекта как бы открещиваются от всего плохого, что было в СССР. От того, что мы называем «совком».
Пусть так. Но, братцы мои! Сдается мне, что ПРАВО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СИМВОЛОВ «СОВКА» НАДО ЗАСЛУЖИТЬ! Пока что с «тяжелым наследием» СССР покончено лишь в том, что было хорошим – с социальной защищенностью, качеством высшего и среднего образования, с медициной… Не рановато ли на серп с молотом замахнулись?
Константин АНДРЕЕВ