С портретным жанром в творчестве орловских художников знакомит выставка Музея изобразительных искусств
Ее особенность в том, что все экспонаты, а это более ста работ, представлены фондами музея. Главный его хранитель Елена Мережкина поясняет, что, посвященная двум юбилейным датам – 75летию освобождения города и 200летию со дня рождения Тургенева, – она является логическим продолжением выставки «Портрет в России. ХХ век», которая с большим успехом прошла в 2017 году.
– Выставка очень разноплановая, – комментирует Елена Игоревна. – Когда мы приступили к ее подготовке и пересмотрели хранящиеся в фондах работы, то обнаружили целый ряд произведений, связанных с именем Тургенева. Отобрали пять, которые и составили основу «тургеневского» зала выставки.
Разумеется, центральной работой стал известный портрет кисти народного художника СССР Андрея Курнакова, оставившего после себя большую живописную тургениану. Картина притягивает взгляд своей глубиной, объемом, насыщенностью красок – всем тем, что характерно для классической русской школы портретной живописи, что составляет ее тайну и магию.
И совсем иным предстает Тургенев на полотне Камилла Былинко. Как и в других работах этого художника, в ней много света, воздуха, ярких красок, нанесенных характерными мазками.
Останавливает взгляд и работа Михаила Хабленко, изображающая в полный рост двух друзей, коллег и соседей — Ивана Тургенева и Льва Толстого.
Портреты писателяземляка в этом зале дополнены изображениями людей, представляющих научную и творческую интеллигенцию Орла последних десятилетий: известного ученоготургеневеда Галины Курляндской, профессора кафедры иностранных языков ОГУ Станислава Савончика, академика искусствоведения Игоря Круглого, литератора Владимира Муссалитина (художник Анатолий Костяников), групповой портрет молодых художников, запечатленных Николаем Силаевым.
Интерес представляют и многочисленные автопортреты. Они украшают и второй зал выставки, условно названный «Человек труда». Образно говоря, здесь собран коллективный портрет эпохи, сохранившей своих героев в традиционных формах изобразительного искусства. Центральное место в нем занимают лишенный помпезности и монументальности триптих Андрея Курнакова «Железобетонщики» и трогательный портрет матери работы Григория Дышленко, вобравший черты, свойственные национальному характеру русской женщины. Здесь же скульптурные работы Галины Саловой, Виктора Басарева, Леонида Бугая, Бориса Бологова, Галины Князевой.
Судя по именам художников, выставка объединила не только произведения одного жанра. Обширной темой она собрала ушедших и здравствующих мастеров, учителей и учеников, отцов, детей и даже внуков. Практически все авторы – выпускники разных лет худграфа ОГУ, его педагоги и создатели. Сотрудники музея заметили, что на открытии выставки художники не хотели расходиться – так много общих воспоминаний вызвали и авторы работ, и герои, и сюжеты.
В третьем зале выставки – портрет в графике. По признанию Елены Мережкиной, если живописных полотен в фондах оказалось с лихвой и по этой причине их даже отбирали, то портретной графики явно недостает, поэтому пришлось выставить практически все, что хранят фонды. А в них вполне солидная коллекция, представляющая все основные виды графики: «живой» рисунок и граттаж, литографию и линогравюру, плакат и лубок, офорт и эстамп. Украшением коллекции, без сомнения, являются работы народного художника РФ Гиви Калмахелидзе, художников и педагогов Иды Лучининой, Леонида и Ларисы Потаповых, Александра Кузнецова, Николая Бородина.
Как признались студенты худграфа, каждая выставка в Музее изобразительных искусств – это школа мастерства, передача опыта из рук в руки. И выставка портрета, которая продлится до конца недели, – из этого ряда.
Валентина Новошинская