Летние каникулы подходят к концу, и скоро школьники сядут за парты. Практически все родители переживают за обучение, особенно те, у кого ребенок в первый раз пойдет в школу.
О том, как подготовиться к этому моменту, рассказала детский психолог, мама троих детей орловчанка Екатерина Марьянова.
– Наверное, первый вопрос, который возникает у родителей будущих первоклассников, надо ли заранее учить ребенка читать, писать и считать?
– Действительно, полностью неподготовленному ребенку в первом классе будет трудно. Так что умение считать, читать и писать вроде бы считается не обязательным требованием, но очень желательным. По моим наблюдениям, сейчас практически все дети так или иначе к первому классу уже имеют первичные навыки. Этому способствуют занятия в детском саду, подготовительные группы, посещение развивающих центров. Но здесь важно соблюсти баланс, чтобы не отбить желание учиться. Если с предварительной подготовкой переборщить, первокласснику будет скучно в школе первое время. Он может привыкнуть к тому, что все дается легко, но когданибудь запас первичных знаний кончится, и начнутся трудности, которые станут неожиданными. Это может навредить. Также не стоит сильно давить, нужно учитывать тип личности. Обычно более подготовленными в школу приходят девочки, они прилежны, внимательны, чаще хотят узнать чтото новое. Мальчикам интересней подвижные игры, они зачастую не так усидчивы. Конечно, речь не идет обо всех поголовно, все дети очень разные.
– Среди родителей бытует мнение, что нужно заранее разузнать об учителе, выбрать лучшего и проситься именно в определенный класс. Насколько это целесообразно?
– Конечно, это выбор каждого, но далеко не всегда такой подход приводит к положительным результатам. Учитель может быть самым замечательным. И ребенок может быть прекрасным учеником. Но это не значит, что они сработаются. К примеру, учитель ориентирован на вдумчивых, немного медлительных детей. А ребенок – слишком активный, все делает быстро.
– И что же предпринять в таком случае?
– В первую очередь, поговорить с учителем, рассказать об особенностях сына или дочки заранее. Попросить учитывать эти моменты. В большинстве своем учителя нацелены на успеваемость класса, и в этом вопросе вы можете стать союзниками. Допустим, у вашего чада повышенная активность, он все делает стремительно и начинает скучать, от скуки может мешать другим, плохо себя вести. Попросите, чтобы учитель давал ему дополнительные задания или элементарные поручения: например, раздать учебные материалы.
– Что касается активных детей, сейчас все чаще можно услышать диагнозы — «гиперактивность», «синдром дефицита внимания». Неужели все так серьезно?
– Да, такие диагнозы ставят зачатую слишком баловливым мальчикам. Что касается синдрома дефицита внимания (СДВ), это очень серьезно, и такой проблемой должен заниматься специалист. Но СДВ встречается крайне редко.
– Сегодня популярной становится идея, что школьник должен нести ответственность за свое обучение и оценки, а родительский контроль — уже пережиток. Как вы к этому относитесь?
– Здесь опять же нужно отталкиваться от личности ребенка. Я встречала девочку, которая сразу заявила маме, что учеба это только ее личное дело, и даже запретила трогать свой портфель. Но это единственный случай на моей памяти. И, на мой взгляд, лучше действовать постепенно, со временем давать возможность все больше дел выполнять самостоятельно, это и называется взросление. Например, моя дочь — ученица начальной школы — в основном делает домашние задания сама. Если чтото непонятно — спрашивает, и мы все решаем вместе. Конечно, если надо подготовить наглядные материалы на компьютере, требуется помощь папы. Заявить ребенку, что учеба — только его дело, далеко не всегда правильно. Да, когото это может подстегнуть, а комуто и навредит. Есть ленивые дети, которых надо подталкивать и заинтересовывать, а есть и вполне самостоятельные, им это не нужно.
И совершенно не стоит впадать в крайности – постоянно контролировать, а тем более выполнять задания за ученика. Родители уже отучились, но им выпадает шанс пережить школьные годы вместе с детьми. Не вместо, а вместе.
– Часто родители задаются вопросом: в каком возрасте всетаки пора в школу?
– Абсолютно не зря рекомендуется семилетний возраст. Именно на этом этапе развития дети внутренне готовы к получению знаний, только играть им уже становится не интересно, мозг требует новой деятельности. Отправлять в школу шестилетку, на мой взгляд, рановато, затягивать момент до восьми лет — тоже нецелесообразно. Семь лет — оптимальный возраст.
– Как объяснить будущему первокласснику, что его жизнь скоро изменится?
– Прежде всего, не надо создавать из поступления в школу культ. Помню, как я перед моим первым сентября задумчиво изрекла, что детство теперь кончилось. А потом выяснилось, что вовсе оно и не кончилось. И об этом тоже следует помнить родителям. Пусть ваше чадо сделало первый шаг во взрослую жизнь, но от этого маленький человек не перестал хотеть играть и веселиться.
Еще стоит помнить, что все мы — взрослые люди — в свое время пошли в школу, научились читать и писать. И ваш ребенок сможет это сделать, не стоит в нем сомневаться. Вообще, по моим наблюдениям, родители волнуются и переживают гораздо больше детей. Сделайте глубокий вдох и выдох: это всего лишь первый класс и здесь нет ничего страшного.
Только цифры
Как сообщили в прессслужбе администрации Орла, по предварительным данным, в этом году в областном центре 1 сентября за парты сядут 33 664 школьника. Из них в первый класс пойдут 3767 детей.
Беседовала Вероника Иконникова