В Орле активизировались недобросовестные конторы, предлагающие ненужную замену счетчиков
Примечательно, что они не только навязывают горожанам ненужный товар втридорога, но и толкают на нарушение закона и подводят под штрафы. Об этом говорилось на заседании круглого стола, которое прошло в администрации города.
Объединить усилия
Представители ресурсоснабжающих организаций и контролирующих органов рассказали старшим по домам, домкомам и уличкомам, как не попасть на удочку потенциальных мошенников и как предостеречь орловцев.
– К сожалению, все больше пенсионеров прислушиваются к некорректным аргументам людей, которые ходят по квартирам или разбрасывают в почтовые ящики листовки о необходимости замены счетчиков. Не совсем добросовестных игроков на рынке замены приборов учета все больше и они не гнушаются откровенно навязывать свои услуги, вплоть до того, что под разными предлогами входят в квартиры к пожилым людям и сознательно вводят их в заблуждение. Зачастую такие организации даже нигде не зарегистрированы. Мы работаем с сотрудниками правоохранительных органов – деятельность ряда подобных компаний уже пресечена, но меньше их не становится. В этом случае может помочь в первую очередь сознательность и ответственность горожан. Не стоит верить на слово всем, кто называет себя представителем специализированной организации. И здесь необходима разъяснительная работа как со стороны ресурсоснабжающих организаций, так и со стороны домкомов и уличкомов. Кроме того, общие сети – это довольно сложная система, а в старых домах они могут находиться не в очень хорошем состоянии. И к каким последствиям или авариям может привести установка сомнительного прибора – большой вопрос, – отметил замглавы администрации Орла Николай Ванифатов, открывая круглый стол.
На заявительной основе
Все счетчики стоят на учете в управляющих компаниях или ресурсоснабжающих организациях. Человек, который поменял прибор учета, прежде всего должен в течение двух дней уведомить свою ресурсоснабжающую организацию или УК и поставить на счетчик пломбу. Пломбировать новые приборы учета имеют право только специально аккредитованные организации.
Если этого не произошло, показания нового счетчика приниматься не будут. А собственник жилья, к сожалению, может быть привлечен к административной ответственности и получит довольно серьезный штраф.
Зачастую недобросовестные установщики счетчиков сами ставят фиктивную пломбу, выдавая при этом документ, который не соответствует требованиям закона, бывает – даже с поддельной печатью. А попавшийся на удочку таких мошенников орловец получает огромные счета, в которые входят штрафы.
Стоит помнить, что переустановка или поверка счетчиков проходит на заявительной основе. Это значит, что собственник жилья сам должен обратиться к своему поставщику коммунальных услуг, приобрести счетчик и оставить заявку. Представители специальных организаций не ходят по квартирам. Если некие сомнительные люди обходят подъезд и предлагают подобные услуги, стоит сообщить в полицию, в ресурсоснабжающую организацию или управляющую компанию.
Нередко люди, предлагающие переустановку счетчиков, не гнушаются откровенной ложью: они обманывают пожилых горожан, рассказывая о сроках поверки и переустановки их приборов учета. При этом убеждают, что это необходимо сделать немедленно.
Даты поверки и замены обычно указаны в квитанциях и в паспорте прибора учета. Специалисты советуют не спешить заключать договор с сомнительным продавцом и менять счетчик тут же, несмотря на угрозы отключений, штрафов и т. п. Прежде всего стоит проконсультироваться в своей УК или ресурсоснабжающей организации.
Таким же образом нужно поступить, если вам в почтовый ящик бросили «уведомление» о немедленной замене счетчика. Такие «уведомления» специально делают похожими на квитанции на оплату коммунальных ресурсов, что тоже вводит людей в заблуждение.
Попробуй дозвонись
Номера телефонов абонентских отделов управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций находятся на тех счетах, которые оплачивает собственник.
Активисты ТОС резонно ответили, что дозвониться в сомнительную контору легко, а общаться с ее представителями приятно. На квитанциях же телефоны напечатаны очень мелко. На то, чтобы дозвониться в абонентские отделы некоторых ресурсоснабжающих организаций, уходит минут 40. При этом на том конце не всегда отвечают вежливо, а решение любого вопроса требует немалых усилий и посещения офиса компании. Представители ресурсных компаний обещали поработать над этой проблемой.
Наконец, еще одна категория сомнительных продавцов коммунальных приборов – те, что предлагают ненужные или слишком дорогие приборы. Это касается чаще всего сигнализаторов газа. Как пояснили представители компании «Газпром межрегионгаз Орел», ставить эти приборы в квартирах не требуется, они предназначены для кухонь кафе и ресторанов. Стоит такой сигнализатор около 500 рублей, современные же коммивояжеры продают их по 20004000. При этом те из приборов, которые приносили орловцы, не проходили проверку – были попросту неисправны.
Найти и привлечь к ответственности после совершения сделки нерадивых продавцов приборов учета довольно сложно. Однако работа в этом направлении идет.
Так, по обращению «Орелводоканала» было вынесено решение УФАС о распространителях некорректных уведомлений о замене приборов учета воды. Проверка показала, что индивидуальные предприниматели, распространявшие листовки, не имеют разрешения на поверку и установку счетчиков, а кроме того, нарушают закон о рекламе, представляя слишком навязчивый маркетинг, используя угрозы. Недобросовестных ИП в итоге оштрафовали.
Собственник может также обратиться в Роспотребнадзор, если его ввели в заблуждение о сроке годности или поверки счетчика, о его потребительских качествах и условиях замены. При этом нерадивого продавца могут оштрафовать, но заплаченные ему деньги не вернут.
По итогам круглого стола представители ресурсоснабжающих организаций пообещали усилить наглядную агитацию, а представители ТОС – бдительность.
Елена Маслова