Детям, которых с малых лет учат обращаться с деньгами, гораздо проще справиться с финансовыми трудностями во взрослой жизни. Но как говорить с ребенком о деньгах? Вот несколько простых правил для родителей.
Правило № 1. В игровой форме.
Знакомить детей с деньгами лучше всего через игры и эксперименты.
С малышами можно начать с простого:
- Как выглядят деньги? Предложите ребенку игру: представьте, что вы нашли клад. Как понять, это настоящие деньги или игрушечные? Можно использовать реальные купюры и «деньги» из «Монополии».
- Откуда берутся деньги? Объясните ребенку, что деньги не растут на деревьях и не «берутся из ящика» (банкомата). Расскажите, какие бывают профессии и почему они оплачиваются поразному. Ребенок должен понять, что деньги не появляются сами собой по первому требованию.
- Что можно купить на деньги? Начните с элементарного. Например, если не купишь молока, утром не сваришь кашу, а если не оплатишь электричество, в доме будет темно. Главное – донести до ребенка, что вещи не достаются просто так, нужно за них сначала заплатить.
Правило № 2. Поощряем накопления.
Помогите ребенку трансформировать его желания в конкретную финансовую цель. Он должен научиться делать выбор – отказываться от лишнего в пользу чегото более важного и ценного. Например, не тратиться на шоколадки каждый день, зато в конце месяца купить себе новую игрушку.
Научить детей откладывать на мечту поможет копилка. Подросткам подойдут специальные мобильные приложения.
Правило № 3. Доверяем покупки.
Когда ребенок накопил, например, на игрушку, дайте ему возможность самому ее оплатить. Уже со школьного возраста детям можно доверять покупки в магазине по списку от родителей. Приучайте их быть разумными и внимательными, сравнивать цены и экономить – но не в ущерб качеству. Сначала это стоит делать в присутствии мамы или папы, а затем и самостоятельно.
Правило № 4. Учим управлять бюджетом.
Лучше давать ребенку деньги сразу на какой-то период, например на неделю. Ежедневное спонсирование приведет к тому, что траты будут скорее сиюминутными. Какое-то количество рублей на неделю – шаг к долгосрочному планированию. Постепенно расширяйте зону ответственности ребенка: от покупки еды по списку до самостоятельного планирования и закупки школьных принадлежностей, от выбора подарка другу на день рождения на определенную сумму до управления своим карманным бюджетом на все каникулы.
Не платите ребенку за каждую отличную оценку или за выполнение домашних обязанностей. Иначе сформируете у него неверную мотивацию. Давать деньги можно за дополнительную помощь – например, починку компьютера. А поощрять за успехи в учебе лучше по итогам года. У ребенка будет время исправить оценки, а деньги не станут главным стимулом.
Правило № 5. Напоминаем про добрые дела.
Чтобы не вырастить скрягу, всегда напоминайте ребенку, что деньги сами по себе не имеют цены. Они означают ровно то, что на них можно приобрести. Объясните, что использовать финансы можно не только для себя, но и для когото еще, кто нуждается в помощи.
Например, перечислив какую-то сумму на благотворительность.
Правило № 6. Уважаем право на ошибки.
Разрешите детям учиться на своих ошибках. Например, если ваш ребенок потратил на ерунду деньги, которые хотел отложить на какуюто важную покупку, не ругайте его. Посчитайте вместе с ним, насколько дольше ему придется копить. Наведите его на правильные выводы.
Правило № 7. Исключаем негатив.
Не стоит забивать детскую голову фразами вроде «богатство – это плохо», «от трудов праведных не наживешь палат каменных». Заложенные в детстве установки могут помешать ребенку стать благополучным во взрослой жизни.
Не перекладывайте на детей свои взрослые проблемы – не жалуйтесь ребенку на ипотеку и маленькую зарплату. Это может поселить в ребенке тревогу, связанную с финансами.
Правило № 8. Отвечаем на неудобные вопросы.
- «Пап, а сколько ты зарабатываешь?». Ваш доход – это конфиденциальная информация. А дети довольно болтливы. Вряд ли вы хотели бы, чтобы завтра вашу зарплату обсуждала вся школа. Объясните, что сумма заработка может отличаться от месяца к месяцу, расскажите, из чего она складывается. Можно ограничиться фразой: «Достаточно для нашей семьи».
- «Почему у Васи дорогой смартфон, а у меня обычный кнопочный?». Самое главное – не начинать критиковать Васю и его родителей только потому, что они делают ему более дорогие подарки. И уж тем более не бегите покупать ребенку в кредит дорогой телефон, чтобы ему было не стыдно перед одноклассниками. Этим вы покажете ему плохой пример управления бюджетом.
Если ребенок начал сравнивать достаток вашей семьи с другими, не стоит уходить в оборону или переключаться на обвинение других. Объясните, что разные профессии оплачиваются поразному и в каждой семье свои ценности.
- «Как тетя Мила потеряла все свои сбережения?». Это хороший повод поговорить про финансовых мошенников и объяснить ребенку основные правила финансовой безопасности (как обращаться с банковской картой, что делать, если на телефон приходят тревожные СМСсообщения и т.д.).
Подготовила Людмила Федосова по материалам сайта Банка России