Театр «Свободное пространство» открыл 42-й творческий сезон спектаклем по пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины».
По этому случаю на площади перед театром состоялось небольшое представление с клоунадой, участием военного оркестра академии ФСО России и шоубалета «EMOTION».
Бонус для зрителей
А в самом театре разместилась большая выставка автохромов, знакомящая орловцев еще с одной гранью творчества писателяземляка – мастерством фотохудожника. В основном это портреты самого автора, членов его семьи, фото окрестностей его финской дачи в разное время года. Мемориальный Доммузей Андреева оформил небольшой уголок рабочего кабинета писателя с подлинными вещами – подсвечниками, письменными приборами, пишущей машинкой. Возможно, именно на ней в 1915 году была написана и цирковая мистерия «Тот, кто получает пощечины», последняя пьеса Леонида Андреева.
Одна из версий
Свои драматургические произведения автор рассчитывал видеть прежде всего на сцене Художественного театра, но Станиславский всячески сопротивлялся философии и эстетике декаданса: «Лучше совсем закрыть театр, чем ставить… Андреева». Увы, эта фраза на долгие годы незаслуженно отлучила нашего земляка от театральной сцены.
И вот, спустя век, пьеса «зацепила» питерского режиссера Андрея Дежонова, в чем он признался на предпремьерной прессконференции, заявив, что «современный театр, ушедший, наконец, от обязательного реализма, делает возможным и современное прочтение истории Тота». И Дежонов предложил свою версию этой истории, обрамив ее прекрасной музыкой питерского композитора Кирилла Михалева. Закулисье же небольшого цирка оформила его землячка, молодая художница Арина Слободяник.
Над толпой
Действие пьесы происходит не на арене, а за кулисами, куда артисты сходятся после отработанного номера и говорят «за жизнь».
Человеческие страсти кипят через край. Здесь и неразделенная любовь, и ревность, и зависть, и гордыня, и алчность. И вот в этот специфический мир вбегает с улицы вполне приличный господин средних лет и на полном серьезе просит принять его клоуном. Нет, делать он ничего не умеет, поэтому предлагает развлекать публику тем, что будет подставлять свое лицо для пощечин. Готов к ежедневным унижениям и оскорблениям.
Владельцу цирка Брике (Николай Рожков) и его жене – темпераментной укротительнице хищников (яркая, запоминающаяся работа Марии Козловой) незнакомец подает документ, после прочтения которого самозванец сразу получает место в труппе. И только появление безымянного Господина (Максим Громов) слегка приоткрывает тайну клоуна Тота: одаренный литератор, у которого приятель украл рукопись, сделавшую того знаменитым и богатым, а заодно увел и жену. Двойное предательство отвратило Тота от жизни в «приличном обществе». Он называет Господина своей «плоской тенью» и даже «толпой», которой теперь манипулирует на арене и над которой возвысился.
Судья и палач
Судя по неоднозначным оценкам практически всех андреевских постановок, его драматургия сложна для любого режиссера и актера. Тем ценнее каждая удача. А ее обеспечил прежде всего, выбор актеров на главные роли.
Заслуженный артист России Валерий Лагоша по определению не может играть плохо. Ему веришь, когда, скрываясь под маской, он клоунским голосом произносит «крамолу» об устройстве мира и его управлении, возвращая пощечины сытой, жаждающей бесчеловечных зрелищ публике. Он вызывает сочувствие и когда, открыв лицо, признается в любви своей «Афродите» или серьезно рассуждает о спустившихся на землю богах (Тот – египетский бог мудрости) и философии сверхчеловека. Начав роль на комедийной ноте, Лагоша поднимает своего героя до высот античной трагедии. Безнадежно влюбленный в наездницу Консуэллу, олицетворяющую для него молодость, красоту, невинность, Тот от безысходного одиночества и тотального непонимания принимает на себя миссию судьи и палача. И одним махом рубит узел, до удушья затянувший персонажей любовного четырехугольника. И сам становится жертвой.
Отец и дочь
Бесспорное украшение спектакля – граф Манчини, отец Консуэллы – в исполнении Сергея Козлова. Актер с блеском играет абсолютно водевильного героя, престарелого селадона, волочащегося за юными красотками. Чтобы оплачивать их услуги, он оптом и в розницу торгует своей приемной дочерью, готовя ее в жены богатому барону (Альберт Мальцев), молчуну «с паучьими глазами и тисками вместо рук».
Консуэллу на премьере сыграла Эльвира Кузнецова. Молодая актриса предстает очаровательной простушкой, в которой довольно трудно разглядеть «богиню под мишурой наездницы», какой ее видит Тот. Вины актрисы и режиссера в этом нет. Скорее всего, именно в последней пьесе главная женская роль драматургу не удалась. Впрочем, для философской мистерии это не главное.
Валентина Новошинская