Орловскому предприятию слепых «Металлоштамп» в этом году исполняется 90 лет. Оно не только выжило в сложные для производства времена, но и продолжает развиваться.
Надежда в глазах
Уже 15 лет предприятием руководит Сергей Волков. Штат сотрудников — 92 человека, из них 73 – инвалиды. Сегодня организация производит изделия из металла, выполненные методом холодной штамповки. В каталоге продукции — более 100 наименований. Это инструменты для пчеловодства, комплектующие для строительства, мебельная фурнитура, хозтовары и т.д.
Когдато Сергей Волков принял организацию на грани закрытия.
– Я тогда уволился с предыдущей работы и случайно услышал в троллейбусе разговор, что предприятию слепых требуется директор. А я много лет работал на заводе УВМ и заводе приборов. Мы сотрудничали с предприятием слепых — немного был знаком с их производством. Хотя, если бы лучше знал, в каком состоянии находится организация, наверное, подумал бы, прежде чем браться… Однако в договоре, который подписывал с Всероссийским обществом слепых при приеме на работу, было написано, что у меня картбланш — мне доверяют полную свободу. А еще, когда пришел сюда, увидел в глазах людей надежду, – говорит он.
Волков создал отдел маркетинга, оптимизировал работу по поиску заказов. И не сократил ни одного человека из 120 работавших тогда на предприятии.
Долой автоматику
Специфика предприятия слепых — в необходимости сохранения ручного труда. Во всем мире металлические изделия, которые производят на орловском предприятии, давно штампуют машины. Это быстрее, дешевле, позволяет снизить цену продукции и стать конкурентоспособнее на рынке.
Для Волкова же важнее сохранить рабочие места инвалидов, а автоматизация производства неизбежно приведет к сокращению штата. При этом, если предприятие обанкротится совсем, рабочие места также исчезнут. По этому лезвию бритвы приходится шагать директору уже много лет: суметь предложить цену, которую готов заплатить заказчик, конкурируя при этом с автоматизированными производствами.
И ему это удается. Компания «Металлоштамп» сотрудничает с различными организациями не только в Орловской области, но и в Брянской, Тульской, Воронежской и даже в Москве.
– Ну, в Москве мы почти не получаем прибыль — в основном берем эти заказы, чтобы занять инвалидов работой, не простаивать. Хотя сейчас у нас наклевывается заказ как раз для столицы. И если мы его получим, надо будет решать, как будем выполнять — потянем ли? Интересно наблюдать, как мои сотрудники ищут решение: может, так? а может, эдак? а может, в две смены выйдем? Все понимают, что лучше много работать, чем много простаивать, что это труд на себя: если будет жить предприятие, то и у людей будет работа, зарплата, – рассуждает Сергей Волков.
Знаменитая крышка
Но перед этим пришлось немало поработать над перестройкой сознания людей. Волков считает, что если человек в цехе просто отсиживает рабочие часы, он деградирует. Почти все его работники могут делать практически любой вид продукции, выпускаемой предприятием, работать на разных станках. Таким образом, если ктото заболел или одно направление производства простаивает, а на другое есть спрос, сотрудники легко закрывают бреши — нет ни простоя, ни аврала.
Сотрудники отдела маркетинга ищут клиентов по всей России и лишаются части премии, если не выполнили норму продаж.
С 60х годов на предприятии производят крышки для консервирования. Сегодня конкурировать с дешевой аналогичной китайской продукцией предприятие слепых почти не в состоянии. Но этот товар все равно держат в ассортименте, хотя объемы сильно снизились. Некоторые покупатели целенаправленно приходят за ним в офис, потому что помнят и ценят качество. Крышки «Металлоштампа» дороже, но толще и прочнее китайских, поэтому хорошо подходят для промышленного производства — дают меньше брака. Только вот производства консервов в стеклянных банках почти не осталось ни в Орле, ни в соседних регионах.
Новые направления
Предприятие постоянно изучает рынок и активно осваивает новые направления производства.
– Относительно недавно мы освоили перспективное направление — производство деталей для вентилируемых фасадов. Сейчас довольно много фасадов старых зданий утепляют именно таким образом. Например, сотрудничаем с одним из крупных орловских учебных заведений, где сейчас идет ремонт. Сначала они хотели уйти к другому поставщику из соседнего региона, где предложили более выгодную цену. Но после оказалось, что стены здания, построенного в советское время, настолько неровные и нестандартные, что заказать сразу большую партию крепежа было невозможно. Нужно каждый крепеж подбирать и подгонять отдельно. А мы как раз можем предоставить подобный индивидуальный подход. И клиент вернулся, – рассказывает Сергей Волков.
Люди с характером
Он признается, что работать с инвалидами непросто. Часто у этих людей сложный характер, они бывают разочарованными в жизни.
– При любом конфликте я просто честно говорю все как есть, объясняю, нахожу подход. И люди в конце концов понимают: я делаю все, чтобы предприятие жило. Сегодня средняя зарплата на предприятии — больше 16 тысяч рублей. Это немного, но учитывая специфику, вполне достойно, – говорит Сергей Волков.
За 15 лет, что он руководит предприятием слепых, его не раз звали в разные крупные организации города на большую зарплату.
– Почему я не ушел? Знаете, когда я только приступил к работе, ко мне пришла делегация рабочих, человек 15 слабовидящих. Я думал, что будут спрашивать, когда будут заказы, когда повысят зарплату. А они говорят: «Мы понимаем, что предприятие в сложной ситуации… У нас есть хор. Сделайте, пожалуйста, все, чтобы хор остался существовать. Для нас это очень важно. Мы готовы потерпеть с зарплатой — купите нам новый микрофон». Тогда я повеселел. Понял, эти люди готовы бороться за то, что для них важно. С этим коллективом можно делать дело! Хор и сейчас существует, ездит по фестивалям, привозит кубки и грамоты, – улыбается Волков.
Елена Маслова