Все больше банков предлагают орловцам карты с кэшбэком. В чем их преимущества? И стоит ли верить банковской рекламе с обещанием вернуть на карту до 20% средств от ваших покупок?
Бонус от банка
Кэшбэк (англ. cashback) – это фиксированный процент от стоимости покупки, который банки возвращают на карту. Например, если вы купили компьютер за 30 тыс. рублей, а кэшбэк карты по условиям договора составляет 5%, то после оплаты товара вам на карту вернется 1500 рублей.
Но деньги в чистом виде банки возвращают редко. В основном начисляют бонусы или баллы. К примеру, в размере 30% от покупки, и эти баллы можно использовать для оплаты другой покупки. Правда, общее число мест, где можно списать эти бонусы, ограничивается кругом магазинов или сервисных точекпартнеров банка (АЗС, рестораны, кафе и т.д.). И это один из минусов карт на сегодня.
Эксперты также советуют обращать внимание не только на кэшбэк карты, но и стоимость обслуживания по договору, то есть, сколько придется отдать за год пользования такой картой.
Реальная выгода
По оценкам экспертов, чистая выгода держателя карты (т. е. разница между полученным кэшбэком и расходами на обслуживание карты) невелика. В частности, исследование, проведенное в Московском регионе среди семей со средними доходами, показало, что денежный кэшбэк, который начисляется на карточный счет, чаще всего меньше 1%. Максимальная выгода, которую можно было получить в прошлом году по денежному кэшбэку, была на уровне 2,5%, а в этом году и того меньше – 1,82%. И это для премиальных клиентов банков с большими суммами трат. Расчет примерно такой: если ежемесячный оборот по карте — 25 тыс. рублей, то за год кэшбэк составит 8 тысяч, это 2,66%. Отсюда следует вычесть стоимость обслуживания, плату за смсинформирование и другие расходы.
Реклама и жизнь
В любом случае нужно внимательно изучать условия банков. Часто реклама обещает высокий процент кэшбэка, но на практике для его получения есть целый ряд условий. И если даже привилегированные клиенты в денежном выражении в среднем получают 2,5%, то что стоит за такими заманчивыми предложениями, как 7% кэшбэка или до 50% по индивидуальным ссылкам? Задавайте вопросы, уточняйте условия, чтобы не попасться на рекламный крючок банков.
Безопасный интернет
В конце сентября российскому интернету исполнилось 20 лет. Доступ к Всемирной сети и упростил, и усложнил нашу жизнь, поставив под угрозу безопасность личной информации. Юбилей Рунета стал поводом для экспертов Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) напомнить основные правила интернет-гигиены.
- В виртуальном пространстве, как и в реальном, есть место и плохому, и хорошему. Поэтому не рекомендуется публиковать в сети свой домашний адрес, сообщать, в какое время вас не бывает дома, описывать свой постоянный маршрут, хвалиться крупными покупками и вообще постарайтесь не афишировать свой уровень достатка.
- Чтобы защитить свои личные данные, придумывайте сложные пароли. Используйте буквы, цифры и знаки. Не забывайте хотя бы раз в квартал менять пароль для электронной почты и социальных сетей. Установите на устройства антивирусные программы и не забывайте обновлять их. Не скачивайте сомнительные приложения и не пытайтесь это делать по неизвестным ссылкам. Пользуйтесь только официальными магазинами App Store, Google Play и Windows Market.
- Делая покупки в интернет-магазинах, сохраняйте здоровый скептицизм, ведь цена на сайте не может быть ниже среднерыночной. Если она все же ниже, то стоит внимательно почитать отзывы. Не переводите деньги на карту физическим лицам, желая у них что-то купить по предоплате. Часто по такой схеме работают мошенники.
- Страницы ввода конфиденциальной информации любого серьезного сервиса всегда защищены, а данные передаются в зашифрованном виде. Адрес сайта должен начинаться с «https://», рядом с которым нарисован закрытый замок зеленого цвета.
- Для сохранности своих денег подключите smsинформирование о всех операциях по картам и счетам. Так вы сможете быстро заметить, если ваша карта будет скомпрометирована, и заблокировать ее. А если потеряли телефон, к которому привязана банковская карта, то срочно блокируйте и симку, и карту.
Когда карту заблокируют
Банк России назвал признаки подозрительных операций по счетам и картам.
Если платеж подпадет под один из критериев, банк обязан приостановить операцию и заблокировать карту на срок до двух дней, сообщается на сайте ЦБ.
Сразу после этого банк должен связаться с клиентом и уточнить, действительно ли он совершал эту операцию. Если он подтвердит платеж, карту немедленно разблокируют и проведут операцию. Если выяснится, что деньги пытаются вывести мошенники, операцию отменят и предложат клиенту перевыпустить карту. Если же в течение двух дней клиент так и не выйдет на связь, банк автоматически снимет блокировку и платеж пройдет.
Одна часть критериев привязана к базе данных Банка России о кражах и попытках краж, которые уже совершили кибермошенники. Если банк увидит совпадение по этой базе, он приостановит операцию.
Другая часть критериев связана с нетипичным поведением клиента. Например, если человек всегда переводит деньги в выходные дни, то подозрительной будет попытка перевода ночью в будний день. Сомнения у банка могут возникнуть, если платеж пойдет из другого города или страны, особенно если раньше клиент никуда не ездил.
И третий критерий – параметры платежа. Например, если перевод необычно большой для клиента или платежи идут слишком часто, один за другим. Поэтому, если собираетесь совершить крупный платеж или поехать в другую страну, лучше заранее предупредить об этом свой банк и всегда оставаться на связи.
Людмила Федосова (по материалам деловых изданий)