Сегодня кредит можно получить за считанные минуты в любом крупном магазине бытовой техники, стройматериалов, мебельном салоне или офисе мобильной связи. В плюсах и минусах такого способа кредитования разбиралась «Орловская городская».
Быстрая покупка
На языке профессионалов это называется POSкредит – сокращение от «point of sales», что значит «точка продаж».
Кредитные консультанты работают непосредственно в магазинах и предлагают покупателям приобрести товар в кредит. Они могут дать на выбор несколько предложений банков и микрофинансовых организаций (МФО).
Для оформления договора от вас потребуется только паспорт, одобрение кредита обычно занимает считанные минуты. Затем вы подписываете договор с кредитной организацией, она переводит деньги за товар магазину, а вы уходите с покупкой.
Казалось бы, выгода POSкредита очевидна: не нужно тратить время и силы на поход в банк, ждать, пока одобрят и выдадут кредит, а потом возвращаться в магазин. А вдруг за это время приглянувшуюся вещь (удобный диван, холодильник или смартфон) уже купят?
Быстро, но дорого
Между тем у POSкредитования есть и подводные камни, предупреждают эксперты. Главная опасность таких кредитов— у вас нет времени все как следует изучить и обдумать предложение. Кредитные консультанты торопят с решением, на подходе уже другой нетерпеливый покупатель. В результате высок риск принять не самые выгодные условия кредита, согласиться на завышенные проценты, лишние опции или неудобную схему погашения.
Минусы POS-кредитов
- Возможна большая переплата.
Процентные ставки по банковским POSкредитам обычно ниже, чем по кредитным картам, но выше, чем по потребительским кредитам, оформленным в том же банке напрямую. А проценты по POSзаймам, которые выдают МФО, чаще всего выше любых банковских предложений.
- Ограниченный выбор банков и МФО.
Придется выбирать из тех вариантов, которые предложит магазин. Вполне возможно, что в других банках условия кредита будут гораздо лучше. Или там окажется намного шире сеть банкоматов, где можно вносить ежемесячный платеж без комиссии.
- Навязанная гарантия.
Продавцы часто предлагают дополнительно купить расширенную гарантию на товар при оформлении кредита. Она обычно действует дольше, чем заводская, и позволит сразу обменять товар, если он окажется неисправным. Вы, конечно, можете ее приобрести, но это необязательно. Расширенная гарантия не может быть условием одобрения кредита, потому что ее дает магазин, а не банк.
- Риск испортить кредитную историю.
Кредиты в точках продаж покупатели нередко воспринимают как обязательства перед магазином. И потому считают, что ничего страшного не случится, если просрочить очередной платеж на пару дней. На самом деле это грозит не только штрафом со стороны банка, но и испорченной кредитной историей. То есть новый кредит даже в другом банке будет получить сложнее. Поэтому вносить платежи нужно четко по графику и даже немного заранее— за деньдва до срока, чтобы деньги точно успели поступить на счет.
Разумный выбор
По мнению экспертов, POSкредит или заем может оказаться хорошим инструментом, если товар нужен срочно, а более выгодных способов оплаты у вас в этот момент нет. Позже можно изучить другие варианты кредитов и за счет них погасить POSкредит досрочно. Но если планируете возвращать деньги в течение нескольких месяцев или лет, потребительский кредит будет выгоднее, чем POSкредит.
Людмила Федосова (по материалам сайта Банка России)
Не потерять доход
С 2019 года в России начнет действовать новая схема перехода в НПФ, сообщает Отделение Орел ГУ Банка России по ЦФО.
Незаконный перевод пенсионных накоплений без ведома граждан – одна из распространенных жалоб в Банк России. Общая потеря гражданами инвестиционного дохода при досрочной (чаще, чем раз в 5 лет) смене негосударственного пенсионного фонда (НПФ) по итогам переходной кампании 20152017 годов составила 82 миллиарда рублей. Как показала проверка Счетной палаты, потеря дохода одного человека может достигать 500 тысяч рублей.
С 2019 года в России начнет действовать новая схема перехода из одного пенсионного фонда в другой с целью решить эти проблемы. Если сейчас можно умалчивать о рисках и возможных потерях при досрочном переводе пенсионных накоплений, то с 1 января 2019 года человека будут обязаны проинформировать о сумме инвестиционного дохода, которую он теряет при смене фонда.
ПФР будет сообщать и прежнему, и новому фонду о факте подачи заявления о переходе. При этом предусматривается так называемый «период охлаждения» – гражданин вправе отказаться от перехода в течение 20 дней с подачи заявления. В этом случае средства останутся в прежнем фонде.
Заявление о смене фонда можно будет подать через Единый портал госуслуг. Другой вариант – прийти в ПФ лично. Размер теряемого инвестиционного дохода гражданин будет знать сразу при подаче заявления. Таким образом, у каждого будет возможность взвесить все «за» и «против» и сделать осознанный выбор.
Подготовила Людмила Федосова