Начавшийся 25-й творческий сезон в муниципальном театре «Русский стиль» им. М.М. Бахтина назван «русским».
Это значит, что для премьер здесь отобрали только произведения отечественных авторов, продолжающие темы лучших постановок прошлых сезонов.
Опасные пьесы
Открылся новый сезон 4 октября спектаклем «Слон» по одноименной пьесе Александра Копкова, творившего в первой трети ХХ века. Писатель погиб на фронте в 1942 году, так и не увидев сценического воплощения своих произведений. «Всезнающий» Рунет не располагает фотографией драматурга, путается с годом рождения, показывая то 1905, то 1907, но при этом сообщает, что театроведы и критики того времени, коллегиписатели прочили ему большое будущее. В частности, Максим Горький ставил Копкова в ряд с Исааком Бабелем и называл «одной из самых ярких фигур советской литературы и драматургии». Речь шла о человеке с образованием в два класса церковноприходской школы и двумя пьесами, которые современники Копкова никогда не видели на театральной сцене.
Правда, в 1938 году знаменитый актер Борис Бабочкин, руководивший Ленинградским БДТ, дерзнул дать сценическую жизнь пьесе Копкова «Царь Потап», но работа была запрещена еще на стадии первых репетиций. Актер не угодил в сталинские лагеря только потому, что успел к тому времени сыграть в кино Чапаева. Но от руководства театром его отстранили.
Безумство храбрых
Неудивительно, что цензура 30х годов положила обе пьесы под сукно, обвинив драматурга в антисоветских и антиколхозных настроениях. Если в пору Копкова лишали свободы только за неосторожную фразу, то анекдотический сюжет «Слона» тянул по тем временам на «вышку». Просто чудо, что автор не был репрессирован. Скорее всего, учли его крестьянские корни и, возможно, заступничество обласканного Сталиным Максима Горького. Ничем иным милость власти к «антисоветчику» не объяснить. Правда, сохранив свободу, она обеспечила драматургу глухое забвение на несколько десятилетий. «Слона» впервые поставили только в конце 70х годов, но даже тогда, в пору «развитого социализма», далеко не каждый режиссер был готов взять пьесу в репертуар: она шокировала своей отчаянной смелостью в показе довоенной деревни.
Золотой слон
Колхознику Гурьяну Мочалкину (актер Александр Галуцких) фантастически повезло: его увлечение историческими байками о схронах времен Стеньки Разина обернулось находкой сундучка с золотым слоном, оцененным в миллион рублей. Но это в наше время большие деньги можно легально тратить на что угодно, а в сталинские годы распорядиться личным капиталом было не только проблематично, но и опасно для жизни. Достаточно вспомнить муки подпольного миллионера Корейко из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, современников Копкова. Денег много, а пользоваться ими нельзя: посадят.
Здесь же на сельского нувориша наседают свои «Остапы Бендеры»: драгоценный слон привлекает алчное внимание и односельчан, и колхозного председателя (Владимир Верижников), и представителя «органов» (Виктор Рассолов), и местного священника (Александр Столяров), которые увлеченно рассуждают, на что бы каждый потратил миллион Мочалкина. Попытки силой завладеть кладом вынуждают разгневанного мужика перейти на осадное положение, превратив каждого члена семьи в «боевую единицу». Мечты о счастье с вариантами использования миллиона (дочери боты купить, сынустуденту – портфель профессора, себе – часы с цепочкой или пиджак) сменяются горьким отчаянием. В такую минуту герой откровенно признается жене (Анна Аленчева), что сожалеет о своем участии в боях за свержение царской власти. «При капитализме» он с таким богатством развернулся бы по полной. В конце концов Мочалкин строит из подручных средств дирижабль, чтобы лететь в Америку, где, как он слышал, за деньги можно купить и депутатское кресло, и молодую жену…
– Для нас этот спектакль – некое зашифрованное послание, даже предупреждение драматурга из 1932 года в наше время, – поясняет художественный руководитель театра Валерий Симоненко. – Автор открыто показывает, с чего все началось, почему все развалилось и к чему может привести. Именно с этих позиций мы работали над спектаклем и, надеюсь, что думающие зрители получат ответы на многие вопросы, которые жизнь сегодня задает каждому из нас.
Семейная драма
Не сомневается Валерий Иванович, что интерес публики вызовет и «вершинная» работа нового творческого сезона – спектакль «Дети Ванюшина» по одноименной пьесе Сергея Найденова. Если «Слон» – это анатомия развала коллективного хозяйства, то хроника гибели большой купеческой семьи должна быть воспринята, как покушение на основы государства. Здесь разговор о нравственных ценностях, об извечном конфликте отцов и детей, в котором все начинается с непонимания, а заканчивается откровенной враждой и предательством некогда близких людей.
– Именно семья – основа веры и нравственности: разрушим ее – потеряем Россию и себя, – убежден Валерий Симоненко.
Как это случилось с Лаврецким, который станет героем третьей постановки русского сезона в театре им. М.М. Бахтина. Здесь готовятся к инсценировке «Дневника Лаврецкого» по роману «Дворянское гнездо». Режиссер обещает сюрпризы как в выборе жанра спектакля, так и в распределении главных ролей.
Р.S. После премьеры, тепло принятой первыми зрителями, состоялась торжественная церемония награждения артистов ежегодной муниципальной премией. Наград за лучшую женскую и мужскую роль в 24м сезоне удостоены Любовь Литвиненко («Оптимистическая трагедия», Комиссар) и Александр Галуцких («От оперетты до мюзикла», Бони).
Валентина Новошинская
Фото «Пять звезд»