Выдающийся писатель начала ХХ века Леонид Николаевич Андреев очень любил родной город и никогда не терял с ним связи. В своих произведениях он часто описывал реальные события, происходившие в Орле, а известные в городе люди не раз становились героями его рассказов и повестей.
Бумаги писал!
Так, в одноактной пьесе «Монумент», написанной в 1916 году, Леонид Андреев с юмором рассказывает о том, как в некоем городе Коклюшине именитые персоны обсуждают проект памятника А.С. Пушкину. Сюжет пьесы автор позаимствовал из жизни г. Орла, где не одно десятилетие подряд городская дума вела дебаты по поводу установки памятника И.С. Тургеневу. Даже комиссию представительную создали. В пьесе Андреева ее возглавляет «градский голова» Павел Маслобойников. Он очень похож на орловского градоначальника Кулабухова, который, узнав, что Тургенев был знаменитым писателем, равнодушно произнес: «Бумаги писал!».
25 марта 1884 года купец 2й гильдии Алексей Фокич Кулабухов занял пост городского головы в Орловской думе. Это была почетная и ответственная должность. Его избранию предшествовали две сходки гласных. Дело в том, что на тот момент А.Ф. Кулабухову уже исполнилось 80 лет и со слов гласного В.П. Калашникова (тоже очень известного в городе купца), Кулабухов «не отвечает за свои поступки и не имеет никакого образовательного ценза». Но большинством голосов его кандидатура прошла. Именно при нем и происходили описанные в пьесе события. Когда после многолетних дебатов в Орле, наконец, определились с проектом памятника и местом для него, то выяснилось, что денег на его установку в казне нет. Была объявлена всенародная подписка, но далеко не все соглашались жертвовать «свои кровные».
Жалоба
В областном архиве хранится жалоба племянника градоначальника, купца Василия Максимовича Кулабухова на Орловское городское общество, которое не возвращало сделанного им вклада в банк. В конце документа В. М. Кулабухов, в частности, пишет: «Некто был мценский помещик Иван Сергеевич Тургенев, коего я и прочие знать лично не знаю, вследствие чего принимать участие по Тургеневу [не собираюсь]. Орловское общество сбирает на памятник, равно [и] полиция по подписному листу, приходила ко мне. А между тем был орловский помещик фельдмаршал граф Николай Михайлович Каменский, завоеватель Финляндии в 1811 году, похоронен в селе Сабурове Орловского уезда в 9 верстах от г. Орла. Ничего не дела[ло] и теперь ничего не делает [общество] по защитнику и просветителю Славы России. Брат же его Сергей Михайлович Каменский, Генерал от инфантерии, содержатель Орловской труппы в г. Орле, много больше изделал добра противо Тургенева. Пожертвовал утварь домовой своей Церкви в Борисоглебский собор в Орле».
Домик в три окошка
Богатым купеческим семействам в ХIХ веке в городах принадлежали целые кварталы. Они образовывали усадебные комплексы, совмещающие жилые дома, магазины, лавки и различные хозяйственные постройки. А.Ф. Кулабухов «торговал оптом и в розницу хлебом, пенькой и солью» в собственном доме близ церкви Михаила Архангела. Его усадьба занимала всю угловую территорию – пересечение улиц 1й Пушкарной и Энгельса (бывшей Ситниковской). В настоящее время сохранилась только часть дома по улице Энгельса, включающая каменные постройки.
Неподалеку, почти в самом начале 1й Пушкарной улицы, стоит небольшой деревянный домик (№ 12) в три окошка, который так же принадлежал А.Ф. Кулабухову. За этим домом Алексей Фокич построил небольшую маслобойню. Семья Андреевых, как и все жители Пушкарных улиц, конечно же, ощущала исходящие от нее запахи. Не случайно Леонид Андреев дал герою своей пьесы «говорящее» имя – Павел Карпович Маслобойников.
Характерной чертой купцов Кулабуховых была благотворительность. 21 августа 1889 года в ведение города была передана женская богадельня при церкви Михаила Архангела, созданная А.Ф. Кулабуховым. На ее содержание невестка Кулабухова внесла капитал в 26 316 руб. Сам А.Ф. Кулабухов к тому времени уже умер, прослужив городской головой три года. На старом Крестительском кладбище г. Орла сохранилось мраморное надгробие, установленное в 1887 году на могиле купца.
Родной брат Алексея Фокича – Максим Кулабухов – на свои средства восстановил после пожара 1841 года Борисоглебскую церковь в г. Орле. Был он купцом зажиточным, вел при своем доме на улице Пушкарной торговлю «хлебным черным товаром и бакалейным равно сеном, угольями, мукой, дехтем, и прочим».
На пересечении улиц 1й Пушкарной и Зеленый Ров сохранился большой деревянный дом № 30 с кирпичным цокольным этажом – типичный образец купеческого дома (на снимке). Скорее всего, этот дом является частью бывшего усадебного места М.Ф. Кулабухова, умершего в 1847 году. В 1851 году в наследство усадьбой и торговлей вступил его сын – Василий Максимович, автор упомянутой выше жалобы.
Благотворитель
В.М. Кулабухов был известен в городе как человек, постоянно ведущий различные тяжбы и споры с соседями, участковыми приставами и даже городскими властями. В областном архиве сохранилось несколько таких дел.
Надо отметить, что, несмотря на свой довольно склочный характер, Василий Максимович Кулабухов оставил о себе хорошую память. Он вкладывал в Орловский городской общественный банк довольно большие суммы в пользу сирот, вдов и престарелых мещан г. Малоархангельска. Проценты с этого капитала ежегодно раздавались нуждающимся. В 1904 году мещанское общество г. Малоархангельска постановило послать 100 руб. «в распоряжение душеприказчиков на предполагаемый к устройству памятник умершему благотворителю Кулабухову».
Скорее всего, памятник В.М. Кулабухову так и не был поставлен. В нашем городе (вспомним историю с памятником И.С. Тургеневу) эти вопросы решались довольно долго и не всегда положительно.
А память о старинном купеческом роде Кулабуховых сохранилась в основном благодаря произведениям орловских писателей и, в частности, Леонида Николаевича Андреева.
Надежда Деулина, научный сотрудник Дома Л. Андреева