В керамической мастерской «Майолика» орловские мастера создают сувениры и подарки, которые многие жители города будут дарить друг другу на Новый год.
Кропотливая работа
«Майолика» существует уже семь лет. Это объединение 11 керамистов, каждый из которых специализируется в своей области. Ктото делает посуду на гончарном круге, ктото создает сувениры и садовую скульптуру, ктото — мастер росписи изделий из глины.
По словам руководителя мастерской Ивана Юдочкина, это помогает решать разные, даже очень сложные творческие задачи.
Хотя сегодня прилавки завалены дешевой фабричной посудой и штампованными сувенирами, спрос на керамику ручной работы все равно существует. Ведь мастера создают каждое изделие уникальным и вкладывают в него тепло своих рук.
Иван занимается изготовлением глиняной посуды. Он рассказывает, что на создание нескольких тарелок или горшочков может уйти неделя или две. Необходимо соблюсти много технологических процессов: сушка, двойной обжиг, нанесение покрытия и прочее. При этом около 10% брака – обычное дело. Мастера говорят, что глина – живой материал: ее может «повести» во время сушки, изделие может треснуть при обжиге и т. п. Все это влияет на стоимость.
Однако все, кто пользуется посудой, сделанной так, как делали наши предки, признаются: еда получается вкуснее. Керамическая посуда хорошо выдерживает равномерное нагревание — в духовке, микроволновой печи. А вот на открытый огонь ее ставить не советуют. В любом случае резкие перепады температуры (из холодильника в раскаленную духовку) – не для нее.
Смена акцентов
Юдочкин признается, что в последнее время чувствуется дыхание кризиса. Еще пару лет назад горожане покупали гораздо больше сувениров, посуды, интерьерных фигурок на ярмарках. Сейчас такой спрос снизился, а мастерская работает больше над крупными заказами — посуды для кафе и ресторанов, интерьерными панно и композициями. Недавно делали изразцы для камина в частном особняке.
Довольно давно мастерская сотрудничает с Орловским Полесьем – для национального парка изготовили посуду и сувениры в фирменном стиле, а теперь регулярно пополняют комплект.
У небольшой мастерской в отличие от крупной фабрики гораздо больше возможностей пойти навстречу пожеланиям заказчика. Это привлекает владельцев орловского бизнеса. Иван показывает заготовки для кальянов с логотипом заведения, которое скоро откроется в областном центре. Некоторые кафе специально заказывают посуду, чтобы одно изделие не было похоже на другое.
Символ года
Перед Новым годом в мастерской повсюду фигурки свиней. Готовые глиняные хрюшки стоят на полках, вповалку лежат на больших керамических блюдах, сушатся на подоконниках, ожидают своей очереди на раскрашивание на столах у мастеров. У каждой сувенирной свиньи свой характер, набор атрибутов и выражение физиономии. Сотни таких веселых и трогательных сувениров уже раскупили жители города; оставшаяся часть глиняного стада дожидается хозяев.
К примеру, Екатерина Семенова сейчас работает над серией хрюшек, представляющих разные профессии: врачи, педагоги, бизнесмены, водители, есть даже один сотрудник ГИБДД. Рядом стоят уже готовые изделия – парочка хрюшек Кавалер и Кокетка и небольшой Свинмачо в сомбреро.
– Откуда я беру характеры и физиономии сувенирных хрюшек? Да из жизни! В процессе работы мне интересно придумывать их истории, взаимоотношения, – смеется Екатерина.
Среди отзывов покупателей в группе мастерской в соцсети есть и такие: «В одном из кабанчиков я узнал себя!».
Анастасия Столярова любит создавать веселые сувениры.
– Мы наблюдаем за тем, что чаще покупают орловцы на ярмарках. Чем задорнее хрюшка, тем скорее она найдет своего владельца. Еще очень важно, чтобы сувенир был функциональным — чтобы не откалывались ручки, ножки, ушки, крепко держались пятачки, – рассказывает Анастасия.
На Востоке считают, что свинья — символ достатка, процветания, доброты, щедрости и веселья. Мастеракерамисты верят, что каждый сувенир с пятачком принесет все это своему хозяину в новом году.
Елена Маслова
Фото автора