Чаще всего орловцы жалуются на брак в купленных товарах, нарушение сроков исполнения услуг и их низкое качество.
Об этом сообщили на прессконференции в управлении Роспотребнадзора по Орловской области, состоявшейся 15 марта – во Всемирный день защиты прав потребителей.
Что нового в законе
Как сообщила начальник отдела защиты прав потребителей регионального управления Роспотребнадзора Ольга Гаврилова, в 2015 году в законодательство, связанное с защитой прав потребителей, были внесены ключевые изменения. Они конкретизировали целый ряд услуг на потребительском рынке. К примеру, заработало законодательство о банкротстве граждан, что позволило физическим лицам обращаться в суды. Так, к концу 2015 года в Арбитражный суд Орловской области с соответствующим заявлением обратились 27 человек, 13 из них были признаны банкротами.
Среди других новаций — новые правила оказания услуг телефонной связи. Они, в частности, позволяют сменить оператора связи, не меняя при этом номер своего телефона. В июне 2015 года в закон о туристской деятельности введена статья о страховании туристов в стране временного пребывания. Уточнены нормы применения законодательства, регулирующие отношения с потребителями в сфере гражданского автострахования.
В течение года вносились изменения и в правила продажи отдельных видов товаров: лекарственных средств, приборов медицинского назначения, изделий из драгметаллов. С января 2015 года законодательно установлена обязанность продавца обеспечить потребителям возможность оплатить товары, работы или услуги через терминалы. Утверждены также новые правила оказания гостиничных услуг населению.
С января 2016 года для ряда товаров ведены новые правила предоставления информации на ценниках. Со 2 апреля 2016 года сокращается срок исполнения претензий потребителей в адрес исполнителя услуг связи – с нынешних 60 дней до 30, а для почтовых услуг внутри региона — до 5 дней.
С этого года вступил в силу мораторий на плановые проверки бизнеса. Однако, как пояснил заместитель руководителя регионального управления Роспотребнадзора Александр Румянцев, в случае оказания некачественных услуг или продажи некачественного товара у потребителя всегда есть возможность обратиться с жалобой в управление. В такой ситуации его специалисты могут провести внеплановые проверки, на которые мораторий не распространяется.
Борьба с фальсификатом
– В 2015 году в Орловской области из продажи было изъято и уничтожено 2,3 тонны фальсифицированной молочной продукции. Например, в АО «Тандер» было выявлено масло, не соответствующее показателям идентификации, и около двух тонн этой продукции было уничтожено самой компанией. То же было и на орловском заводе «Арктик», где по нашему предписанию производитель уничтожил фальсифицированную молочную продукцию, – сообщила начальник отдела санитарного надзора управления Елена Переверзева.
Еще один способ борьбы с фальсификатом — отзыв декларации у производителя продукции. В частности в 2015 году такая мера применялась в отношении Верховского молочноконсервного завода и заводапризрака, который был обнаружен во Мценске.
Сейчас на особом контроле у ведомства, поставки молочной продукции в учреждения образования и здравоохранения по государственным и муниципальным контрактам. Даже здесь не обходится без фальсификата. Уже в этом году выявлено два факта поставки молочной продукции в медучреждения и один – в учреждение образования, когда по результатам анализов продукция не соответствовала требованиям, заявленным в контракте.
Но в целом, считают в управлении, ситуация с качеством продукции меняется к лучшему.
– По показателям фальсификации в прошлом году у нас только 7% проб не соответствовали требованиям – это меньше, чем в 2014 году. Наши товаропроизводители начали больше заботиться о качестве, пытаются закрепиться на рынке, думают о своей репутации, – отметил Александр Румянцев.
Орловцы тоже меньше стали жаловаться на качество молочной продукции: с начала этого года в управление не поступило ни одного обращения. Пик жалоб на фальсификат пришелся на 2014 год, когда их количество вдвое превысило показатель 2015 года.
Реестр для МФО
Между тем в разы увеличилось количество жалоб орловцев на микрофинансовые организации (МФО). Если в 2014 году таких обращений было всего 7, то в 2015 году – уже 32.
– Обычно это крик о помощи: «Взял 10 тысяч, а через три месяца должен вернуть 100 тысяч. Что делать?» Такие споры рассматриваются исключительно в судебном порядке, – пояснила Ольга Гаврилова.
Жалуются заемщики и на угрозы со стороны коллекторов. Эти обращения перенаправляют в правоохранительные органы области.
В прошлом году управление проверило семь МФО в Орле. Некоторые из них были привлечены к административной ответственности за несоответствие договоров требованиям законодательства о защите прав потребителей.
На рынке микрокредитования немало организаций, которые работают нелегально, нередко у них огромные, ростовщические проценты по займам. Как не попасть к ним на крючок?
– В каждой микрофинансовой организации в доступном месте должно быть размещено свидетельство о регистрации. Кроме того, в Интернете на сайте Центробанка в свободном доступе находится реестр всех микрофинансовых организаций в стране, – сообщила заместитель начальника отдела управления Оксана Анпилогова.
Она советует не спешить заключать договор с МФО. Возьмите типовую форму договора с собой, внимательно изучите или обратитесь за консультацией в управление Роспотребнадзора. У каждой МФО есть сайт, где организация обязана размещать условия заключения договора. Если гдето не разрешают взять форму договора с собой, это уже должно настораживать. В таком случае лучше обратиться в другую организацию.
Штрафы, конфискация
В 2015 году в управление Роспотребнадзора обратились 2663 орловца — почти на 9% больше, чем годом ранее. Больше всего жалоб на брак в приобретенных товарах (54%) и нарушение сроков исполнения услуг, их низкое качество (42%).
В ходе проверок выявлено 2989 нарушений закона о защите прав потребителей. К административной ответственности привлечено 1296 виновных. Сумма наложенных штрафов составила более 2,7 млн рублей. В суды направлено 313 административных дел. По решению судов конфискованы 917 кг пищевых продуктов и 425 единиц непродовольственных товаров. В пользу потребителей присуждено свыше 1,8 млн рублей.
Телефон горячей линии управления Роспотребнадзора по Орловской области 415252 (с 9.00 до 18.00 по рабочим дням)
Людмила Федосова