Другое небо
Орловец Андрей Титов служил в Афганистане в первые месяцы после начала военных действий. Он охранял стратегически важный тоннель на перевале Саланг — главную транспортную артерию республики. Сегодня
Андрей Титов возглавляет Орловскую общественную организацию ветеранов боевых действий.
Стратегический тоннель
– Не люблю рассказывать о службе. В Афганистане я пробыл с марта 1980 по июль 1981. Большую часть этого времени был командиром пропускного пункта у тоннеля Саланг. Ребята вон участвовали в боевых операциях, ходили в разведку и тому подобное — есть что рассказать… А у нас была работа, просто ежедневная работа. Да, с автоматом и под обстрелами… – говорит Андрей Дмитриевич.
Пожалуй, он все же смягчает краски. Через перевал Саланг высотой 3878 метров проходит дорога, связывающая советский тогда Термез и северные районы Афганистана с центральными провинциями и Кабулом. Это главная дорога, по которой советские войска получали топливо, боеприпасы, продовольствие. Советские колонны и боевое сопровождение шли по Салангу летом и зимой. Они попадали во вражеские засады, машины горели и падали в пропасть.
Особенно опасно было водить машины с боеприпасами и «наливники» – так во время афганской войны называли автоцистерны с горючим.
Одно из ярких воспоминаний Титова — попавшая под огонь противника советская колонна «наливников».
– Это было вечером. Колонна уже прошла тоннель, спустилась ниже, и вдруг мы слышим грохот, видим красное зарево на горизонте. Машины не успели отъехать далеко от перевела — попали в засаду. А через перевал продолжает идти транспорт. Приказ — срочно выдвинуться ближе к месту инцидента, чтобы регулировать движение: направлять машины в специальные карманы или на ответвления дороги, чтобы не образовалась смертельная пробка. Мы регулировали, а сверху нас поливали свинцом… А впереди адским пламенем полыхают бензовозы — не подойдешь. Моджахеды подбивали сначала обычно первую и последнюю машины в колонне, остальные останавливались и становились совсем беззащитными. Тогда пошел на таран БТР – столкнул последнюю подбитую машину в пропасть, чтобы у тех, кто застрял в середине, была возможность задом выбраться. Много ребят тогда погибло… А днем, когда все утихло, покореженную технику растащили гражданские машины, чтобы восстановить движение, – рассказывает мой собеседник.
Хотелось подвигов
Амчанин Андрей Титов попал в Афганистан солдатомсрочником. Он служил в Военной автоинспекции. Их готовили к обеспечению безопасности во время Олимпиады80, а отправили в Афганистан выполнять интернациональный долг. Молодые солдаты не очень понимали, куда летят.
– Мы думали, это интересная заграничная командировка. Ехали в марте — с удивлением наблюдали за сменой климатических зон: дома зима, а в Средней Азии алые поля цветущих тюльпанов. Когда проехали Термез, увидели по сторонам дороги искореженную, сожженную технику, стали задумываться: «А ведь мы едем на войну…», – усмехается Андрей Дмитриевич.
Сначала его направили на разведку дорог. Контингент советских войск в Афганистане тогда только формировался — надо было изучать состояние путей сообщения. После трех разведочных поездок Андрея Титова перевели регулировать движение у тоннеля Саланг.
– Я был парнем с романтичной душой — нас воспитывали на идеалах любви к Родине, исполнения долга любой ценой. Хотелось подвигов — ездить по дорогам Афгана. Даже расстроился, когда отправили на пост. А во время следующего рейда парень, который поехал на моей машине, погиб. Судьба? – спрашивает он у меня.
Афганистан времен начала ввода войск — причудливый мир, где война переплеталась с мирной жизнью.
– Тогда в первый раз увидел восточную экзотику. Нас, советских ребят из провинции, многое поражало. Там совсем другое небо, подругому пахнет воздух… Красочные восточные базары произвели вообще неизгладимое впечатление. Но поначалу мы были беспечны. Както двое наших ребят пошли на базар, а обратно вернули их тела: зарезали гдето.
Готов ко всему
Как рассказывает Титов, серьезные боестолкновения, начались уже к 1981 году. На посту у тоннеля Саланг у него в подчинении было несколько солдат. Они регулировали движение и сами же охраняли свой пост. Если днем ты работал на дороге, вечером заступаешь на охрану и наоборот. Получалось или работать, или спать — больше ни на что времени не оставалось. В таком режиме — месяцы. Через тоннель двигались не только советские военные автоколонны, но и гражданские афганские автомобили. Из окна любого могли дать очередь по посту.
Главное ощущение в то время — страшное напряжение. Чтобы выжить, 24 часа в сутки ты должен быть готов ко всему…
– Вернулся из Афганистана, прилетел в Москву. Иду один по ночному городу в гости к родственникам. И мне страшно, что иду один ночью без автомата! Умом понимаю — Москва, недавно закончилась Олимпиада, а инстинкт заставляет сжиматься и ждать, что из каждого окна в тебя могут выстрелить. Потом несколько лет было трудно спать — донимали сны. Ветераны поразному боролись с военным синдромом: ктото пил, ктото уходил в работу. Я предпочел второй путь, – говорит Титов.
После войны он трудился на Мценском литейном заводе, затем в таможне, руководил мценским отделением общественной организации воиновинтернационалистов. В 1996 году переехал в Орел. Недавно вышел на пенсию и возглавил организацию ветеранов локальных войн всей Орловской области.
Елена Маслова
Фото автора и из архива героя