Наркомания официально причислена к национальным угрозам современной России
Борьба с ней становится масштабнее, государство учится адекватно реагировать на вызовы со стороны транснациональных наркокартелей. О ситуации в Орловской области «Орловской городской» рассказал начальник регионального УФСКН Эдуард Аблязов.
– Эдуард Владимирович, итоги года уже подведены, основные цифры озвучены, статистика известна. Хотелось бы поговорить об основных тенденциях 2015 года, которые вы наблюдали в своей работе. Какие процессы происходили? Ясно, что для успокоения особых причин нет: количество поставленных на учет наркопотребителей из года в год растет.
– Да, и надо понимать, что оно будет продолжать увеличиваться. По нашим оценкам, как минимум от 3200–3600 наркопотребителей на территории Орловской области есть. Наша задача заключается в том, чтобы прекратить расширение этой аудитории, а все те, кто уже употребляет наркотики, так или иначе были бы обращены к антинаркотическим процедурам.
Если говорить о тенденциях, за последние три года в Орловской области остро встал вопрос о незаконном обороте современных синтетических наркотиков. Я приведу цифры: в 2015 году бригады «скорой помощи» 302 раза выезжали на вызовы по поводу отравления психоактивными веществами. Из них более 87% – выезды изза отравления либо курительными смесями и «солями», либо неизвестными психоактивными веществами. Наша административная практика свидетельствует о том, что из всех наркопотребителей, выявленных в 2015 году, около
67 % употребляют современные синтетические наркотики. Это становится серьезной проблемой, так как «синтетику» предпочитает молодежь.
Еще одна заметная тенденция. До весны 2014 года на территории Орловской области в легкой доступности был такой наркотик, как ацетилированный опий. Центр дислокации группы, которая обеспечивала им всю область, находился во Мценске. В момент нейтрализации группы к ней было «подключено» 16 наркопритонов. Участники этого преступного формирования наладили снабжение региона наркотиками под прикрытием поставок и реализации семян мака псевдокондитерского назначения, смешанного с наркотиком. Этот «товар» находился для потребителей в легком доступе и был приемлем по цене. Его можно было легко приобрести. Группа работала полулегально, прикрывшись легальными товарами – продуктами пищевого назначения. Изъятые материалы «черной» бухгалтерии подтвердили: легальная торговля была лишь прикрытием преступной деятельности.
Только по нашим экспертным оценкам, сумма легализованных наркодоходов этой группы составила 5,3 млн рублей. Но в реальности их доходы были гораздо больше. Участники осуждены, и в области не стало такого доступного наркотика.
Однако через полтора месяца на это «отреагировали» таджикские поставщики героина. В итоге в 2014 году наркоконтроль изъял из оборота 8 кг героина. Тогда как за предыдущие 10 лет (20032013 годы) в области было изъято 4,4 кг героина. То есть за год в два раза больше ,чем за предыдущие 10 лет.
В 2015 году эта тенденция продолжилась, мы изъяли 4 кг героина. В основном реагирование на пресечение героиновых наркопоставок и попытки организовать сетевой сбыт этого вида наркотика в 2015 году было адекватным и в целом результативным.
В частности, в январе 2016го мы направили в суд уголовное дело о деяниях преступного сообщества, в состав которого входили граждане Таджикистана. Они занимались оптовыми поставками героина в нашу область.
– А что с профилактикой? Удалось ли достичь какихлибо значимых результатов в этом направлении?
– Главная цель всей профилактической работы, которую управление проводит с осени 2014 года и по сей день, в том, чтобы сбить спрос на современные синтетические психоактивные вещества у несовершеннолетних и молодежи. Предмет нашей настороженности понятен: в 2014 году на учет к медикам встало в два раза больше несовершеннолетних наркопотребителей, чем за все предыдущие годы. И самым важным было в 2015 году сдержать и снизить в несовершеннолетней среде спрос на эти наркотики. В целом это удалось.
– В 2015 году вы часто поднимали проблему вовлечения потребителей наркотиков в антинаркотические реабилитирующие процедуры. Чтото изменилось за это время?
– В 2014 году появились соответствующие нормы в административном, уголовном и уголовнопроцессуальном кодексах. И теперь судья при постановлении приговора по уголовным делам, связанным с приобретением, хранением и потреблением наркотиков, обязан принять решение о том, нуждается ли такой человек в лечении.
Этому вопросу наше управление совместно с прокуратурой и судами уделяет большое внимание.
За 2015 год таких решений было относительно немного. Мы назначили гдето около 120 экспертиз, 40 человек были признаны больными наркоманией, а приговоров судов, обращающих потребителей к антинаркотическим процедурам, было немного. Эту работу надо продолжать. Мы будем стараться делать все для того, чтобы признанные больными наркоманией лица и наркопотребители, которые пока зависимости не имеют, были вовлечены в эти медицинские и социальные реабилитационные процессы.
И еще один момент. С 2012 года ФСКН России пытается сделать все возможное, чтобы вернуть в российскую действительность вопрос реабилитации людей ассоциального поведения, в данном случае – наркопотребителей.
Известно, что в Советском Союзе были лечебнотрудовые профилактории (ЛТП). Они достаточно эффективно справлялись с больными алкоголизмом. Среди клиентов ЛТП было небольшое число наркопотребителей, ведь в СССР наркоиндустрия не была развита. Сейчас мы живем в другой стране, с другими юридическими конструкциями, в иных условиях. Но без возрождения реабилитационной системы, которой не стало в 1994 году, стране не обойтись. Ее надо создавать заново.
В первом полугодии этого года в Липецке запланировано заседание Государственного антинаркотического комитета с участием высших должностных лиц субъектов РФ в ЦФО и руководителей территориальных органов наркоконтроля. Речь как раз пойдет о социальной реабилитации наркопотребителей. Я думаю, это событие должно сдвинуть с места вопрос реабилитации, придать ему ускорение. Мы здесь, в Орловской области, будем продолжать прикладывать все усилия для создания такой системы.
– Какие приоритеты ставит наркоконтроль для себя в 2016 году?
– В феврале 2016 года в Москве прошла коллегия ФСКН России. Директор ФСКН России прямо указал на реализацию положений Указа Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683 – о стратегии национальной безопасности. Особо обращено внимание на реализацию двух разделов этого Указа.
Первое – это нейтрализация угроз общественной и государственной безопасности, которые формируют преступные сообщества и организованные группы транснационального характера, действующие на международном уровне и состоящие из иностранцев.
Второе – это устранение угроз жизни и здоровью населения, источником которых являются наркомания и потребление наркотиков. Современная стратегия антинаркотической работы заключается в сбалансированном сочетании противодействия организованной наркопреступности, пресечении ее финансовой составляющей, изъятии из незаконного оборота оптовых партий психоактивных веществ и активном вовлечении потребителей наркотиков в антинаркотические, медицинские и социальные процедуры.
Вот такие задачи перед нами стоят, и мы будем их решать.
Беседовала Екатерина Глазкова