Недавние трагедии в столице выявили в отрасли немало неразберихи
На днях прокуратура Северного района Орла сообщила о проведенной проверке соблюдения законодательства, регламентирующего вопросы содержания и эксплуатации в многоквартирных домах лифтового оборудования. Установлено, что ООО «Управляющая компания «Жилкомплекс» не осуществляла обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасных объектах, к которым, в том числе, относятся лифты. По итогам проверки генеральный директор ООО «Управляющая компания «Жилкомплекс» Вадим Пискунов привлечен к административной ответственности – штрафу в размере 15 тыс. рублей. Думается, штрафы за состояние лифтового хозяйства в городе скоро последуют еще.
Каждый шестой устарел
Сегодня лифтовому хозяйству уделяется особенное внимание. Свежа еще память о случившихся чуть ли не подряд нескольких ЧП в Москве. Для тех, кто не в курсе, напомним: в декабре прошлого года в доме на югозападе столицы во время посадки пассажира с коляской оборвался трос лифта. Погиб маленький ребенок. Вторая трагедия произошла в элитном жилом комплексе «Алые Паруса» на улице Авиационной 14 января: оборвался трос лифта и провалился пол, в результате погибла женщина. На следующий день на Автозаводской улице в одном из домов также оборвался трос лифта. Женщина, находившаяся на тот момент в кабине, осталась жива, но получила серьезные травмы.
Всего в 2015 году в целом по стране подъемники стали причиной смерти 10 человек. Еще 30 остались инвалидами. Кстати, в самом Орле ЧП с лифтами случались также не раз, в том числе и со смертельным исходом.
Но последние трагедии в столичных высотках «аукнулись» коммунальщикам всей России. Из Генеральной прокуратуры РФ полетела
команда провести во всех регионах инспекцию подъемных механизмов. Проходят такие проверки и в Орле. Хотя на Орловщине по поручению главы региона ревизия лифтов проводилась не так давно – в сентябре 2015го. Тогда выяснилось, что в целом ситуация в этом хозяйстве у нас более чем напряженная. Из 2,5 тысячи лифтов 60%, или каждый шестой, старше 25 лет – это средний срок эксплуатации подъемных механизмов в жилых зданиях (в целом по стране эта цифра составляет 28%). По программе капремонта общего имущества в многоквартирных домах в 2015 году заменен лишь 21 лифт, в текущем году планируется заменить еще 72.
Чтото подсказывает, что нынешние проверки выявят еще более удручающую картину, чем прошлой осенью. Тем более что в рейдах вместе с прокуратурой принимают участие специалисты территориального управления жилинспекции и Ростехнадзора. Судя по материалам местных СМИ, члены комиссии не ограничиваются осмотром лифтовых кабин, лезут на технические этажи, в машинные отделения. Проверяют исправность системы тросов и противовесов в шахтах лифтов, изучают договоры на обслуживание лифтов между управляющими компаниями и специализированными организациями и т.д.
Суд отменил
И такой комплексный подход очень важен. За последние годы в сфере лифтового хозяйства накопилось немало неразберихи. Возьмем ту же ситуацию с управляющей компанией «Жилкомплекс». Руководитель УК пострадал за то, что эксплуатировал лифты ряда многоквартирных домов без договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта. Между тем еще в 2012 году Арбитражный суд Орловской области принял решение о том, что лифты в многоквартирных домах не являются опасными производственными объектами. Поводом стали итоги внеплановой выездной проверки Ростехнадзора. В двух многоквартирных домах было выявлено нарушение Закона № 116ФЗ, которое заключалось в том, что управляющая компания провела экспертизу лифтов, но заключение в Ростехнадзор не представила. Таким образом, она якобы совершила административное правонарушение, за что была оштрафована на 200 тыс. рублей.
УК обратилась в Арбитражный суд с иском, обосновав свои требования тем, что многоквартирные дома – места проживания и работы и они не являются опасными производственными объектами «по признаку наличия лифтов». В итоге постановление Ростехнадзора было признано незаконным и отменено на основании того же 116го закона. Согласно его положениям, опасными производственными объектами признаны предприятия или их цеха, участки, площадки, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы. При этом закон не относит к таковым пассажирские лифты в жилых домах.
Доказать обратное Ростехнадзор не смог.
Вернуть обратно
С тех пор ситуация в законодательстве, по всей видимости, не сильно изменилась. Об этом можно судить и по недавней инициативе Госдумы РФ: вернуть лифты в реестр особо опасных производственных объектов.
Да и решение Арбитражного суда взято, как говорится, «не с потолка». Дело в том, что раньше лифты, действительно, входили в реестр, однако потом их оттуда исключили. А в 2013 году был принят технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» и функции по учету, регистрации и проектированию лифтового оборудования с Ростехнадзора были сняты.
Но сейчас в Минстрое вновь склоняются к тому, чтобы лифтами занимались только специализированные организации. В Госдуму уже внесен и законопроект с изменениями в Жилищном кодексе, который относит лифты и лифтовое оборудование к объектам повышенной опасности, и их обслуживание может проводиться только спецорганизациями под контролем Госжилинспекции и Ростехнадзора. Предложены поправки в ст. 12 Жилищного кодекса, согласно которым правительство обязано регулировать эту деятельность путем лицензирования.
Доведет до тюрьмы
Последние трагические случаи спровоцировали и множество других законодательных инициатив, порой просто спорных. Например, предлагается за безопасность лифтов ввести персональную ответственность губернаторов. С этим соглашаются далеко не все. Ведь если в каждой ситуации делать виноватыми руководителей регионов – значит плодить безответственность тех, кто, действительно, должен отвечать за безопасность. На каждый лифт есть технический регламент: какое проводить обслуживание, испытание и прочее. Нужно только выполнять все это.
Ближе к реальности законопроект о тюремных сроках за гибель людей в лифтах. Согласно документу, вводится ответственность за некачественное проведение ремонтных работ в лифтовом хозяйстве и непроведение работ. Если эти действия привели к смерти одного человека, максимальный срок наказания составит 10 лет. Если погибли два человека и более, то срок увеличивается до 15 лет тюрьмы.
Борис МУТАФ