Первого мая в Детском парке Орла был открыт очередной фонтан – «интерактивный», то есть ориентированный на водные забавы детворы в жаркие дни. «Очередной» – потому что в прошлом году в областном центре дебютировали еще три фонтана: на бульваре Победы, в городском парке и в сквере «Юность». Несколько раньше, в сентябре 2013-го, наконец-то «напоили» Пьющих лошадей в Детском парке. Согласитесь, это хороший повод провести своего рода инвентаризацию орловских фонтанов и вспомнить их историю.
Окончание. Начало в № 1819 «ОГГ»
Проклятое место
Знаете, почему здание Фундаментальной библиотеки ОГУ, что с некоторых пор украшает собой Каменскую площадь напротив сквера Гуртьева, имеет такую странную, ассиметричную архитектуру? Дело в том, что в стекле и бетоне реализовано ровно две трети проекта. Вообщето справа от центральной части ансамбля, напоминающей плотину гидроэлектростанции, планировалось еще одно крыло, симметричное левому. Не хватило денег. Отсюда эта интригующая незавершенность.
В том, что не хватило средств, нет ничего удивительного. Место проклятое.
Шутки шутками, но на этом злополучном пятаке, с трех сторон ограниченном улицами Октябрьской, Гуртьева и Пионерской, а с четвертой – двумя жилыми пятиэтажками, никогда ничего хорошего не происходило.
Долгое время это был просто неухоженный пустырь, вымороченная из сферы внимания коммунальных служб земля в самом сердце Советского района. Ближе к пятиэтажкам под землей располагался гигантский, длиной с железнодорожный вагон, чудовищно грязный общественный туалет. Его размеры позволяли сооружению претендовать на звание Главного туалета города.
Долгое время этот пустырь даже имени собственного не имел. Лишь в сентябре 1995 года он получил громкий титул «площадь Каменского» – в честь основателя первого в Орле театра, здание которого когдато (в начале XIX века) располагалось именно на этом месте, но и с названием вымороченной земле не повезло, поскольку ныне во всех официальных источниках она именуется «Каменская площадь».
В конце 80х на окраине пустыря появилась пивнуха. Не цивильный пивбар, а именно пивнуха в лучших традициях «Совка» – грязная, зачуханная, со «стоячими» столиками и подкисшим разбавленным пивом. Публика там собиралась соответствующая. Летом компашки часто выходили на улицу прямо с кружками – подышать. Однажды над городом прошла сухая, то есть без ливня, гроза. И надо же такому случиться! Молния долбанула прямо в облюбованную посетителями пивнухи заплеванную пядь земли перед входом в заведение. Несколько человек, находившихся в это время там, погибли.
Это, так сказать, общая картина. Мы же вернемся на рубеж семидесятыхвосьмидесятых годов прошлого века. В 1979 году пост председателя исполкома Орловского городского Совета (по нынешней терминологии – мэра города) занял Анатолий Александрович Мерцалов, ныне покойный. Именно по его инициативе было принято решение пустырь благоустроить. Как? Разумеется, построить фонтан! На глазах у изумленных горожан в кратчайшие сроки перед общественным туалетом появился устрашающих размеров котлован, вокруг которого вскоре выросла циклопическая бетонная конструкция. Навскидку, в бассейне вполне можно было парковать небольшие подводные лодки.
Когда исполинский зиккурат обрел окончательную форму, не оставляющую поводов для сомнений в его предназначении, жители окрестных пятиэтажек «задохнулись» от негодования. И дело было отнюдь не в попрании их художественного вкуса.
Орел в те годы испытывал серьезные проблемы с водоснабжением. Все заводы – основные потребители водопроводной воды – работали на полную мощность, водозаборный узел был всего один, поэтому жилой сектор «водоснабжался» по остаточному принципу. В северной части, например, существовал причудливый график подачи воды в жилые дома. В прочих районах какаялибо система отсутствовала, как повезет… На улицах Гуртьева и Пионерской, непосредственно соседствующих со строящимся гиперфонтаном, система прослеживалась: днем в расположенных на этих улицах пятиэтажках воды не было никогда. Она появлялась лишь поздно вечером, тоненькой струйкой позволяла себя пользовать в течение ночи, до утра. Всю ночь жители хрущевок заполняли всевозможные резервуары, делали запасы на очередной обезвоженный день.
Можно понять их гнев и возмущение: воды и так не хватает, а тут у них под окнами строится лишенный прикладного значения ее потребитель, аппетиты которого вообразить невозможно.
Фонтан тем временем был облицован плитами из полированного гранита, получил загадочное имя собственное – «Плачущий камень» – и введен в эксплуатацию.
В редакцию газеты «Орловская правда» полетели исполненные отчаяния письма. Газета отреагировала, опубликовала критическую статью. Публикации в печатном органе орловского областного обкома КПСС приравнивались тогда к мнению партии и были чреваты серьезными последствиями для фигурантов. «Плаксу» отключили от источника «слез».
По утверждению известного орловского краеведа Виктора Ливцова, этот фонтан работал на замкнутом цикле, то есть дефицитную воду из водопровода не потреблял вовсе, а, значит, на ситуацию с коммунальным водоснабжением никак не влиял, но разбираться и комуто чтото доказывать тогда никто не стал – себе дороже.
Несколько лет обезвоженный фонтан так и простоял в виде гранитной цитадели. Облицовочные плиты медленно, но верно растаскивались жителями окрестных домов. В итоге остался голый бетонный остов. Затем комуто из градостроителей пришла в голову «свежая» идея использовать бассейн в качестве клумбы. Навезли земли, и вскоре над бетонной рамой вырос курган. Рядом с Главным туалетом города вполне могла бы появиться Главная клумба города.
Удивительно, но и обустраивать цветник в этом умертвленном фонтане городские власти не спешили. Шли годы, курган прорастал бурьяном и прочей сорной травой.
Конец этой истории положило решение строить на Каменской площади фундаментальную библиотеку. «Клумбу» безжалостно удалили, как злокачественное образование. Самый большой в Орле муниципальный фонтан исчез бесследно и бесславно.
Метаморфозы чуда
Фонтан у проходной завода «Промприбор» был открыт летом 1977 года. Вроде ничего сверхординарного, почти все орловские промышленные предприятия в те годы украшали подходы к своим проходным аналогичными декоративными сооружениями, но этот фонтан был особенным! Сравнительно небольшой по площади, но довольно глубокий бассейн пересекал капитальный мостик, на котором несколько позже были установлены четырехсторонние башенные часы. Деления их циферблатов и стрелки в темноте светились нарядными разноцветными огоньками.
А сам фонтан… Он как будто пришел из какойто другой, не советской жизни. Он был – невообразимо! – светомузыкальным! Из репродукторов звучала музыка, и на ее ритм реагировали не только разноцветные огни, обрамляющие каменную горку, скрывающую гидросистему, но и водяные струи, то выстреливающие чуть ли не к небу, то демонстрирующие смирение и кротость.
Сказочность зрелища подчеркивала довольно крупная Царевналягушка, сидящая на вершине каменной горки.
Разумеется, по уровню «исполнительских возможностей» все это уступало современным светомузыкальным фонтанам, но тогда, в конце 70х, феерия воды, музыки и света воспринималась горожанами как настоящее чудо. Полюбоваться этим фонтаном съезжались орловцы со всего города.
Увы, дальнейшая история этого волшебного сооружения – это история упадка и деградации.
Вначале фонтан перевели на энергосберегающий режим работы: в будни он работал как самый обыкновенный фонтан, без света, музыки и динамических арабесок («Экономика должна быть экономной!»). Спецэффекты включали лишь по праздникам.
Через некоторые время кудато исчезла лягушка. Скорее всего, ее просто украли.
А по прошествии еще нескольких лет подсветку и музыку перестали включать даже по праздникам. Нет, иногда (безо всякой системы) всетаки включали, но лампочки горели сами по себе, а струи били в постоянном режиме, никак не реагируя на музыку.
Трудно сказать, когда фонтан озарялся светом разноцветных фонарей в последний раз. Пожалуй, в начале 90х. В 1992 году ПО «Промприбор» реорганизовалось в АОЗТ «Орлэкс», спустя пять лет сменило «инициалы» на ЗАО. Видимо, капиталистические методы хозяйствования не предполагали затрат на красоту. Мне кажется, именно с тех пор фонтан окончательно утратил все свои волшебные особенности, превратившись в ординарное гидротехническое сооружение, каких в Орле насчитывалось десятки.
Чудо иссякло, любоваться стало нечем.
Дальше было только хуже, впрочем, вполне предсказуемо. В декабре 2008 года «Орлэкс» подал иск о самобанкротстве, 29 июня 2011 года предприятие было признано банкротом. Навсегда замерли стрелки башенных часов, иссяк фонтан.
Все произошло так быстро, что заводское руководство не удосужилось (или не успело) по устоявшейся традиции превратить фонтан в клумбу. Может быть, просто оставалась надежда, что все образуется, предприятие вновь заработает и фонтан можно будет реанимировать. Полагаю, на это надеялись и жители Орла.
Впрочем, метаморфозы начались несколько раньше. Пристройка, в которой располагалась проходная «Орлэкса», была снята с баланса заводабанкрота (а попросту продана) еще в 2009 году. Новый собственник обустроил в этой пристройке торговый центр «Утес». Видимо, фонтан прилагался к капитальной недвижимости в качестве бонуса, поскольку новые функции и новое лицо появились не только у бывшей проходной, но и у бассейна. Утесовладельцы полностью осушили его, убрали мусор и устроили в обезвоженной «акватории» детскую площадку: натянули небольшой батут и установили веревочную «лазалку».
Забава просуществовала пару летних сезонов, после чего от нее пришлось отказаться. Какието дебилы постоянно норовили испортить и порезать все, до чего доходили шаловливые ручки с ножиком. Фонтан опустел еще на несколько лет.
Зимой этого года надежды на возрождение фонтана («прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете…») умерли окончательно. На дне бассейна возвели капитальный бетонный фундамент для гиганского ситиборда – рекламного щита. Весной на внушительного диаметра металлических трубах установили сам щит. А это, надо полагать, исключает возможность обустройства на месте чудофонтана даже клумбы, увы.
Константин АНДРЕЕВ
Фото автора, Сергея Андреева и с сайта orelstory.ru