16 июля краевед Дарья Фурманская провела открытую экскурсию по Привокзальной площади и ее окрестностям.
Центр притяжения
Впервые помогала Дарье пока неизвестный орловцам экскурсовод Маргарита Аблова. Узнать интересные факты пожелали более ста человек, так что происходящим даже поинтересовались сотрудники полиции.
Первое здание вокзала было построено в 1868 году, тогда он носил название ОрловскоВитебский. Строение было взорвано немецкофашистскими захватчиками в 1943 году.
Довольно подробное описание вокзала образца XIX века можно найти в романе Бунина «Жизнь Арсеньева».
– Вокзал был своеобразным культурным и общественным центром. Здесь располагались книжные магазины, библиотека, рестораны. Есть фотографии здания, проект был довольно типичным для того времени. Перед вокзалом был разбит палисадник, есть изображения, на которых видно, что к зданию подходил трамвай, – говорит Фурманская.
Все, что осталось от старого здания — это цокольный этаж. Сейчас в этом месте располагаются камеры хранения и санузлы. Если обратить внимание, можно увидеть там сводчатые потолки.
Самый красивый
После Великой Отечественной войны было решено строить здание нового вокзала фактически на месте старого. Главным архитектором стал С.А. Мхитарян, он создал проект в стиле русского классицизма.
– Долгое время в Советском Союзе считали орловский железнодорожный вокзал самым красивым в стране. Проект не раз удостаивался высоких оценок, его приводили в пример, – говорит Маргарита Аблова.
Изюминкой вокзала являются две колоннады, которые крыльями расходятся от центральной части, они образуют полукруг.
«Борьба с излишествами»
Дарья Фурманская считает, что изначально задумка автора проекта была такова, что все пространство перед вокзалом повторит знаменитую округлую площадь в Ватикане.
– Эта площадь повлияла на творчество многих архитекторов в мире. Идея такова, что церковь в Ватикане как бы принимает прихожан в свои объятия. Следуя этой логике, в Орле в свои объятия принимал бы граждан вокзал. Но повторить проект помешал новый курс, объявленный правительством страны, — так называемая «борьба с излишествами», – поясняет Дарья.
Армянский стиль
Предназначение тех самых колоннад чисто декоративное. Архитектор предполагал, что орловцы и гости города будут прогуливаться, любуясь видом Привокзальной площади.
На деле многие горожане за всю жизнь вряд ли подумали о том, что здесь можно прогуляться. Как правило, все спешат на платформы или домой.
– Подобные колоннады более характерны для южных стран. И если приглядеться, можно увидеть в орловском вокзале элементы армянского архитектурного стиля. Например, если смотреть на здание вокзала с перрона, можно заметить украшения на колоннах, выполненные в форме винограда и гранатов. Согласитесь, это совершенно не те фрукты, которые активно выращиваются в Орловской области, – говорит Фурманская.
Существует легенда о том, что в начальном проекте предполагалось надпись «Орел» над вокзалом выполнить на русском и на армянском языках. Оставили, конечно, только русскоязычный вариант.
Своя «Спасская башня»
В середине 50х здание орловского вокзала украшала конструкция, повторяющая Спасскую башню.
– У проезжающих складывалось впечатление, что в Орле есть собственная Спасская башня. Сохранились фотографии, на которых видна эта конструкция. Предположительно, в конце 50х башню разобрали, оказалось, что она сделана из простой фанеры. Но копия был довольно точная, – говорит Маргарита.
Памятники на вокзале
В послевоенное время на орловском вокзале установили памятник Сталину. Он располагался как раз там, где сейчас находятся вокзальные часы. Это была очень высокая фигура в плаще. Есть версия, что монумент Сталин видел лично.
– Нам удалось найти сведения о том, что Иосиф Виссарионович приезжал в Орел и ему показывали вокзал и скульптуру. Правда, выглядела она немного странно, изпод плаща не было видно ног, что вносило некоторую диспропорцию, – говорит Дарья.
По какой причине она возникла, доподлинно не известно. Может, автор ошибся, или исполнители не посчитали нужным довести дело до конца. Тем не менее в таком виде памятник Сталину «встречал» когдато гостей Орла.
До сих пор стоит в палисаднике на перроне памятник И.С. Тургеневу. Скульптура называется «Тургеневохотник». Его автор скульптор Леонид Курнаков, брат известного орловского художника Андрея Курнакова, который создал диораму.
– Леонид Курнаков был одним из первых, кто начал поднимать в Орле тургеневскую тему. Его памятник на вокзале появился на десять лет раньше, чем тот, который сейчас находится в сквере Тургенева в районе Городского парка, – продолжает Фурманская.
Святой Христофор
Недалеко от Привокзальной площади располагается храм Иверской иконы Божией Матери. Он был построен в XIX веке для работников железной дороги. К этому приходу приписывались автоматически все орловские железнодорожники вне зависимости от их места проживания.
Храм посвящен святым — покровителям царской семьи Николая II — святому Николаю Мирликийскому и мученице царице Александре Римской.
История храма имеет много трагичных страниц. Примечательно, что в его стенах сохранилась икона святого Христофора, изображенного с собачьей головой. Изображение запретил Святейший синод в 1722 году, с тех пор подобные иконы большая редкость. Есть предположение, что в Орле такая икона сохранилась благодаря старообрядцам.
Вероника Иконникова