Колбаса в нашей стране больше, чем мясной продукт. Она занимает особенное место в менталитете и мировосприятии нашего общества, в силу чего проблема колбасы обсуждаема с философской точки зрения.
Сейчас трудно сказать, чем руководствовался Николай Эрдман, написавший в 1932 году пьесу «Самоубийца», где сюжет закручивается как раз вокруг ливерной колбасы. Достаточно того, что Эрдмана называли «Гоголем XXI века», а пьеса его была запрещена к показу при Сталине, Хрущеве, Брежневе и не рекомендована при Горбачеве. Впервые осмелился заявить о ней Валентин Плучек в 1982 году в Московском театре Сатиры, но постановку быстро свернули и только в 90е стали безбоязненно ставить вновь.
Выход в духовой трубе
Орловский зритель познакомился с «Самоубийцей» (16+) 11 октября на сцене театра «Русский стиль», где прошла премьера одноименного спектакля. Заявленный жанр – комедия, однако не все так просто, как кажется на первый взгляд.
«Ты во мне этой ливерной колбасой столько убил!» – слышится нервная перебранка из супружеской спальни, лишь только открывается занавес. Семен Семенович Подсекальников (Сергей Саньков), бесцветный мужчина неопределенных лет, спорит в ночи с молодой женой Марией Лукьяновной (Любовь Литвиненко): осталась ли от ужина колбаса.
Звук спускаемой воды в клозете и тихий стук в дверь соседу: «Товарищ Калабушкин!». Александр Петрович Калабушкин (Виктор Рассолов) – человек воинственный – «тиром заведует». В подтяжках, галифе и тапочках на босу ногу он размышляет, как помочь непутевому безработному соседу. И решает взять для него напрокат духовую трубу, ведь Подсекальников уже все просчитал: освоит самоучитель игры на бейном басе и будет получать пять с половиной рублей за концерт – 1350 чистыми в год!
И вот благодаря усилиям захожей к Калабушкину дамочке Маргарите Ивановне (Ольга Тищенко) начищенная до блеска парадная труба у Семена Семеновича теперь имеется. И даже дуть в нее Подсекальников с помощью положенного на язык кусочка советской газеты «Правда» научился. Но вот незадача: дальше в самоучителе сказано, что для разучивания гамм нужно купить самый дешевый рояль. Тут надежды на лучшую жизнь и рухнули.
Во имя светлой идеи
Теща, интеллигентная Серафима Ильинична (Анна Аленчева), утешает Подсекальникова: «Как жили на Машенькино жалование, так и жить будем». Но не таков Семен Семенович! Гордость мешает ему быть иждивенцем, поэтому пишет он предсмертную записку. Немедленно подоспели Торговля — мясник Никифор Пугачев (Владимир Верижников), Интеллигенция — Аристарх Доминикович (Евгений Безрукавый), Искусство —писатель Виктор Викторович (Александр Липов), Религия – священник отец Елпидий (Александр Столяров), Мамзели — Клеопатра Максимовна (Татьяна Иванюк) и Раиса Филлиповна (Светлана Гнездилова).
Вместе они умоляют Подсекальникова не кончать с собой напрасно, а только лишь во имя светлой идеи, которая спасет человечество. К смерти Семена Семеновича эти сознательные граждане подходят прагматично и взвешено: «Вас устраивает стреляться завтра в 12 часов?» – спрашивают они и планируют организовать банкет по этому случаю.
Всем необходима смерть Подсекальникова, его завалили предсмертными посланиями: «Жить не в силах по подлости фининспектора» , «Помните, что интеллигенция – соль нации и если ее не станет, вам нечем будет посолить кашу»… На сцене атмосфера кабаре, и даже появляются цыгане. Сюжет закручивается в плотный клубок, а финал ждет зрителя совсем неожиданный.
Тихая жизнь и большое жалование
Как считает художественный руководитель Орловского муниципального драматического театра им. М.М. Бахтина «Русский стиль», режиссерпостановщик спектакля заслуженный артист России Валерий Симоненко, пьеса «Самоубийца» была запрещена потому, что несет в себе некие открытия.
– Благо, что есть возможность ее ставить сейчас, чтобы все поняли свое место в этой жизни, – рассуждает Валерий Иванович. – Надо не воевать друг с другом, а садиться за стол и искать мирные пути как в политике, так и в экономике и быть единым мощным государством. Иван Грозный говорил в свое время: сила государства во внутреннем единстве, во внешнем мы всегда побеждали. Не потерять это внутреннее единство, а время сейчас очень сложное, – и есть пафос спектакля. Подсекальников для меня не положительный и не отрицательный герой. Он олицетворяет очень большой народ, который молчком пересидел революцию и очень хочет тихой жизни и большого жалования. Но так не получится ни при какой системе государства, ни при какой власти.
В день премьеры состоялось награждение лучших артистов театра «Русский стиль» ежегодной муниципальной премией, учрежденной администрацией Орла в 2012 году. Артистов, отмеченных профессиональным жюри, наградил глава администрации города Александр Муромский. Лучшая женская роль – у Любови Литвиненко (Лиза Калитина в спектакле «Лаврецкий»). В этой же постановке Александр Липов получил премию за лучшую роль второго плана (Антон). Самая яркая мужская роль – у Александра Галуцких (Мочалкин в спектакле «Слон»).
Лауреатами театральной премии имени М.М. Бахтина стали: актриса Татьяна Симоненко, бухгалтер Галина Кирилина и костюмер Людмила Студенникова.
Елена Михалькова
Фото Олеси Суровых