8 октября сотрудники СОБРа Росгвардии, одного из самых элитных силовых подразделений страны, отметили профессиональный праздник. О службе «Орловской городской газете» рассказал командир орловского отряда Сергей Сорокин.
– Сергей Николаевич, вы ведь служите в СОБРе уже почти 30 лет?
Да, отряд был создан в 1992 году для борьбы с организованной преступностью. Ситуация тогда в стране была сложная… И я был одним из первых бойцов, поступивших на службу в это подразделение в Орле.
– Сейчас обстановка гораздо более спокойная. Есть ли у СОБРа работа?
– Мы сотрудничаем с силовыми ведомствами: УМВД, прокуратурой, ФСБ, проводим различные спецоперации. Както мы участвовали в задержании человека, который хранил в своей квартире боеприпасы времен Великой Отечественной войны в отличном состоянии. Если бы они взорвались, на воздух взлетело два подъезда как минимум… Сейчас, конечно, интенсивность работы в разы меньше, чем в 90е годы, когда мы не успевали даже заезжать в управление.
– А можете рассказать про чтонибудь из последнего?
– Вот, например, недавняя спецоперация. Задержание в дневное время в районе стадиона им. Ленина. Мои ребята строго следуют инструкциям, злоумышленники пойманы и обезврежены на глазах десятков орловцев. Главное в такие моменты – обеспечить безопасность мирных граждан, которые могут помимо своей воли оказаться вблизи проводимых мероприятий…
– А ведь общество совсем не знает о таких вещах. Ваша работа совсем не видна людям.
– Так это замечательно! Чем меньше люди знают о нашей работе, тем спокойнее в обществе. А вот если наши спецоперации на слуху, это, на мой взгляд, говорит о том, что информацию о нашей деятельности могут получить не только законопослушные граждане.
– Расскажите о себе. Почему вы пришли в СОБР?
– Я тогда работал в ГАИ и мне не нравился график работы: я был действующий спортсмен — не было возможности тренироваться. А в СОБР как раз набирали спортсменов. Начал службу, скажем так, «с нуля». Потом были спецзадачи, командировки в Чечню. В 2002 году стал командиром орловского СОБРа.
– Часто, наверное, были в опасности? Ходили под пулями?
– Специфика нашей службы такова, что никогда не знаешь, как пройдет спецоперация. Ни разу, сколько я их разрабатывал за время службы, ни одна не прошла в точности так, как было запланировано. А что запомнилось – это, конечно, активные боевые действия: Ханкала, КатырЮрт… Настоящие бои с реальными потерями… Особо врезался в память один день из моей первой командировки в Грозный. Тогда наши солдаты подорвались в центре города на БТРе. Погиб даже водитель. А ведь все они были молоды, строили планы на будущее, не задумываясь, что им самим уготована такая участь… Поэтому я не люблю, когда ругают современную молодежь. У нас были, есть и будут достойные защитники Отечества. Я помню, как бесстрашно, прикрывая друг друга, воевали совсем юные пацаны. Это,знаете, многого стоит.
– Как проходит день спецназовца в мирное время?
– Сотрудник СОБРа приходит на службу. С утра бежит кросс, потом отрабатывает боевые приемы борьбы. Затем обед и отдых, потом стрельбы. И так на протяжении многих лет. Со временем привыкаешь настолько, что это становится образом жизни. Плюс сотрудник СОБРа всегда должен быть на мобильной связи. Это прописано в должностных инструкциях. В любой момент тебе могут позвонить и поднять на спецоперацию. Сотрудники всегда звонят и спрашивают, можно ли во внерабочее время «употребить». Иногда разрешаю, иногда нет – отряд всегда должен быть в отличной физической форме и полной боевой готовности.
– Кого берут в СОБР?
– Здесь очень серьезный отбор, мы не принимаем людей «с улицы». Важно, чтобы человек подходил психологически. Берем людей со спортивным разрядом не ниже кандидата в мастера спорта. Если ты служишь в СОБРе, не можешь не заниматься спортом. 15 килограммов весит бронежилет: если ты не сможешь его носить – не сможешь выполнить боевую задачу. Во время полевых выходов отряд проводит несколько суток на природе в автономном режиме. Наши бойцы способны выживать при температуре минус 30 градусов и выполнять любые поставленные задачи. СОБР отличается как раз тем, что мы должны обладать самыми разными навыками. Мы участвуем в спецоперациях для силовых структур и в войсковых операциях. Например, в Чечне наши ребята работали вместе с разведкой в горах: впитываем самый разный опыт. Получается почти универсальная подготовка. Но я вам честно скажу, что в СОБР приходят не за зарплатой, не за деньгами. Как за что? За идею. Я помню, как в 90е мне не выплачивали зарплату месяцами. И мы все равно служили. По другому и не могло быть. Я уверен, если ты пошел по этой стезе, то обязан служить честно что бы ни случилось. Если сейчас скажут: нужна ваша помощь,ребята будут готовы в один момент. Потому что Родине надо.
Елена Маслова
Фото из архива Орловского управления Росгвардии