VIII Международный театральный фестиваль «Русская классика», который проходил в Орле с 24 по 28 октября, собирал полные залы. Зрители увидели десять спектаклей по произведениям Островского, Чехова, Горького, Пушкина, Гоголя, Андреева в интерпретации академических театров.
После долгого перерыва фестиваль возобновил работу в Год театра и, по словам его организатора, директора Орловского государственного академического театра имени И.С. Тургенева Елены Казаковой, есть надежда, что сценические коллективы России и зарубежья будут радовать зрителя и в дальнейшем.
– Ничто так не объединяет великое актерское братство, как фестивали, – подчеркнула председатель жюри, литературный и театральный критик Наталья Старосельская. – Орловская земля – это некая культурная аномалия, где родилось такое количество великих людей, создавших нашу культуру, поэтому где же еще, как не в Орле, должен проходить фестиваль под названием «Русская классика».
Современный Островский
Открыли фестиваль постановкой «Бешеные деньги» (режиссер Александр Гарцуев) Нового драматического театра города Минска Республики Беларусь. Выбор понятен: Островский с его остросоциальными пьесами как нельзя современен и в наше время, не говоря о том, что Александр Николаевич – основоположник русского национального театра.
Его меткий язык, четко прописанные характеры, остроумное раскрытие банальных сюжетов: «замуж за богатого», «навек останусь холостяком», «как без труда получить большой капитал» актуальны во все времена, пока жив человек. Очень бережно подошли к авторскому тексту в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М.С. Щепкина.
Спектакль «Волки и овцы» (режиссер Александр Кузин) снискал бурные овации и единодушное мнение жюри. Великолепные костюмы, тщательно продуманные декорации, удивительно точное попадание в образ как в главных ролях, так и в ролях второго плана — и вот заслуженная награда: признание лучшим спектаклем фестиваля.
Интриганка, прикидывающаяся радеющей за всеобщее благо Мурзавецкая, принесла народной артистке России Марине Русаковой победу в номинации лучшая женская роль. Глафира, монашка, которая рвется к роскошной жизни через замужество, воплощенная Валерией Ерошенко, заслужила диплом за лучшую женскую роль второго плана.
Полюбившийся орловскому зрителю спектакль «Лес» театра «Свободное пространство» (режиссер Вера Анненкова) отметили за лучший актерский ансамбль и замечательную роль Несчастливцева в исполнении заслуженного артиста России Валерия Лагоши.
С Горьким – о любви
Малоизвестная пьеса Горького «Зыковы» (режиссура и сценография народного художника России Бориса Бланка), мастерски разыгранная труппой Владимирского академического театра драмы, вновь напомнила о превратностях любви.
Юная, нежная Павлина выходит замуж за крепкого хозяйственника, богатого лесопромышленника Антипа Зыкова. Честный труженик, делец отталкивает ее грубостью манер, излишней брутальностью; его чересчур громкий голос становится противен молодой женщине. Зато сын Антипы Миша, меланхоличный, слабохарактерный, чересчур мягкий мужчина, кажется романтичной особе все более привлекательным.
Водоворот страстей захлестывает спокойную гавань купеческой усадьбы, вотвот грянет буря. Вторая любовная линия сестры Антипы Софьи с лесничим Муратовым – отдельная человеческая трагедия. Трудяга, человек жестких принципов, лесопромышленник в исполнении Игоря Клочкова получился настолько ярким, выпуклым персонажем, что заслужил специальный приз жюри.
Морок крепостного права
Со школьных лет мы приучены к мысли, что произведение Пушкина «Дубровский» – о невозможной любви Марии и Владимира. Однако главному режиссеру театра имени И.С. Тургенева Алексею Доронину (диплом в номинации «Лучшая режиссура») удалось доказать, что этот роман еще и о проклятьи и позоре России — крепостном праве.
Центральная фигура – барин Троекуров (специальный приз жюри заслуженному артисту России Павлу Легкобиту) — жестокий и порочный рабовладелец, упивающийся властью: жизнь человека для него копейка. Дубровский же единственный, кто не хочет повиноваться местной автократии, человек вне системы. Он противостоит не знающей пределов власти, не боится и хитроумного, безжалостного Шабашкина (Николай Чупров – лучшая мужская роль второго плана).
Искушение властью и богатством в трактовке для детей отражено в спектакле «Сказка о рыбаке и рыбке» (художникпостановщик Борис Аксенов) Орловского театра кукол. Выразительный образ старухи и доброго старика, знающего недостатки несносной супруги, но искренне ее любящего и в роскоши, и в бедности.
Создатели спектакля включили в текст фрагмент первой рукописной редакции сказки, где старуха сидела на Вавилонской башне в папской тиаре: «Не хочу я быть вольною царицей, я хочу быть римскою Папой!» – и получили приз за «Лучшую сценографию».
Почему завяла вишня?
Последний день фестивальной программы «Русской классики» логично завершился Чеховым. Спектакль «Вишневый сад» (режиссер Гульнара Галавинская) Рязанского государственного областного театра драмы стилизован под сегодняшние реалии.
Наряду с антуражем старой усадьбы в нем звучат забавные французские песенки, частушки, городские романсы и даже появляется караоке. Сложное оформление сцены, игра со светом и спецэффектами показали, насколько пророческой была комедия, написанная классиком в 1903 году. Спустя всего десять с небольшим лет Россией завладел новый хозяин — малообразованный, поднявшийся с низов мужик, распорядившийся вишневым садом и домом, полным воспоминаний, посвоему — сдав его в аренду дачникам для собственной выгоды.
Елена Михалькова
Фото Олеси Суровых «Пять звезд»