Количество неизбежно переходит в качество. Один раз случайно замеченная на улице вывеска своей неуклюжестью кольнет сознание, другой раз… А потом в какой-то момент осознаешь картину во всей ее абсурдной полноте.
Однажды я обнаружил, что Орёл переполнен разнообразными торговыми «мирами».
Давным-давно кто-то придумал забавный торговый бренд – «Детский мир». Когда я родился (было это почти полвека назад), магазины с таким названием уже существовали, и у меня не было никаких причин подвергать это словосочетание осмыслению. Впрочем, и осмысленное оно не потеряло бы привлекательности. Представить себе мир (т.е. локальное проявление бытия, завершенный континуум), населенный детьми и «заточенный» под них, не только не сложно, но и приятно.
Видимо, именно позитивные детские воспоминания и побудили нынешних заводчиков разных магазинов использовать в их названии слово «мир» все в том же значении – локального проявления бытия. Жаль, здравый смысл и чувство меры порой отказывают. А в результате на свет появляются чудовищные «гомункулусы», «миры», вообразить которые порой не только сложно, но и страшно: «Мир распродаж», «Мир колбас»… Ипостаси ада, а не миры!
Не особо напрягаясь, я насчитал в Орле двадцать (!) различных «миров». Помимо уже названных, это: «Мир хозяйственных мелочей», «Мир крепежа», «Мясомолочный мир», «Мир семян», «Часовой мир», «Мир люстр», «Мир мебели», «Мир сумок», «Мир тканей и штор», «Мир шапок», «Мир знаний», «Мир сантехники», «Мир кровли», «Мир камня» (на вывеске почему-то через дефис, вот так: «Мир-камня»), «Мир косметики», «Мир упаковки», «Мир наград».
И это, повторюсь, результаты не слишком скрупулезного поиска. Полагаю, в действительности «миров» значительно больше.
Что движет «миротворцами», сказать сложно. Может, мода. Помнится, на рубеже веков к названиям новых орловских магазинов модно было присовокуплять слово «плюс». А, может, коллективное бессознательное и впрямь существует?
И ничего ведь с этими «мирами» не поделать! Нет закона, регламентирующего названия торговых точек. Есть некие запретительные моменты, связанные с законодательством об авторских правах, лицензировании или, например, экстремизме. Но если предложенное хозяином название не нарушает этих требований, то у властей нет никаких оснований его не зарегистрировать и не утвердить.
В итоге, в преддверии юбилея Орёл «чистит перышки» и всячески прихорашивается, а многочисленные его «миры»… Знаете, это как собравшаяся в ночной клуб расфуфыренная девица – вся такая накрашенная и гламурная, а у нее сзади на джинсах шов разошелся…
Константин Андреев