Не единожды некие судьбоносные для частного предпринимательства решения опирались на понятие «облик города». Иногда это понятие фигурировало в расширенной формулировке: «архитектурно-художественный облик города».
Вообще, это здорово, что власти в принципе учитывают этот фактор. Но если так, то трудно объяснить наличие в Орле «по умолчанию» некоторых «арт-объектов».
Мертвые исполины
Представления о красоте (в том числе и «архитектурно-художественной») меняются стремительно. То, что с полным правом считалось красивым во времена СССР, ныне вызывает недоумение.
В середине 80-х между магазином «Орёл» и одноименной остановкой общественного транспорта на улице Октябрьской был обустроен сквер. Обычный, без изысков – клумбы, лавочки. Но поскольку в ту пору господствовала советская эстетика, сквер украсили громоздкой металлической стелой, сделав ее центром окрестного пространства. Сначала в пазухах этой стелы размещалась Доска почета передовиков Советского района. К началу 90-х, когда доски почета утратили статус обязательности, фотографии ударников исчезли, а на их месте появилась символика детской организации «Орлята».
Короче, эта стела и ныне там. Громоздкая и бессмысленная, она по-прежнему играет роль Царя горы, то есть является архитектурной точкой отсчета при восприятии ландшафта.
Но, повторюсь, представления о красоте меняются. То, что казалось «ничего так» в 80-х, сегодня воспринимается как нелепица.
Еще один «пережиток СССР» пустил корни у бывшей проходной бывшего завода приборов (ныне в этой проходной разместился торговый центр «Утес»). Речь идет о гигантских часах у опять же бывшего фонтана. Сколько лет они не работают? Пожалуй, лет десять…
Кстати, не удержусь от ехидства. На крыше торгового центра какое-то время назад появилось электронное табло, на котором периодически, сменяя друг друга, высвечиваются температура воздуха, время, число и атмосферное давление. Смею заверить, температура и время – неизменно лажовые, далекие от реалий.
Итак, в нынешнем виде стела в сквере у магазина «Орёл» и «безбашенные» часы у «Утеса» – явления одного порядка: анахронизмы, архитектурные динозавры, по непонятной причине застрявшие в пространстве после своей смерти.
Но!
Если стелу, на мой взгляд, давным-давно следовало бы без затей снести, то с часами не так просто.
Дело в том, что мы к ним привыкли, они кажутся нам чем-то самим собой разумеющимся. А на самом деле подобные сабжи – большая редкость! Не каждый город может похвастаться чем-то подобным. Поэтому, опять же на мой взгляд, часы эти следовало бы отремонтировать и запустить. Не думаю, что электроэнергия, которую они потребляют, окажется неподъемной для городского бюджета.И тогда этот видный элемент городского пейзажа не только перестанет быть нелепым анахронизмом, но и станет своеобразным памятником сразу двум почившим в бозе орловским заводам – часовому и «Орлексу».
Фигура умолчания
Посмотрите на снимок, на котором запечатлены замечательные желтые лавочки. Как вы думаете, чего там не хватает? Впрочем, не буду вас мучить. Угадать, чего не хватает, можно в том случае, если это «недостающее» во всех аналогичных местах есть, а в этом – нет. Но этого «недостающего» недостает практически везде. Речь идет об урнах.
На фото – своеобразный сквер у входа во Дворец спорта «Орлекс». По периметру небольшой площади установлены лавочки. Пустуют они редко. В погожие дни на них располагаются мамаши с колясками и детьми, влюбленные парочки, пенсионеры и прочие категории граждан.
А теперь вспомните, в каких случаях вы сами присаживаетесь в городе на скамейку? Просто так – крайне редко. Чаще всего – чтобы съесть мороженое, выпить баночку какого-нибудь напитка или покурить. Словом, после того как человек посидел на лавке и намерен идти дальше, у него остается мусор, от которого следует избавиться. Посему, на мой взгляд, неподалеку от лавки непременно должна наличествовать урна. В упомянутом мной сквере нет НИ ОДНОЙ!
Неудивительно, что к вечеру каждого дня пространство вокруг лавочек обрастает неаппетитными россыпями бумажек, металлических банок, окурков и прочей дряни.
Видимо, за установку лавочек и урн в Орле отвечают разные ведомства. Но разумно ли это? И как в данном случае быть с «архитектурно-художественным обликом города»?
Константин АНДРЕЕВ
Фото автора