Дом № 28 на Московской улице является одним из самых красивых и, пожалуй, самых загадочных в Орле.
Здание попрежнему является выразительным, изящным акцентом при въезде в город со стороны железнодорожного вокзала. Художественный вкус, чувство меры и ансамбля, идеальная пропорциональность помогли автору проекта создать этот уникальный памятник архитектуры для города Орла», – написала об этом доме в 2008 году известный орловский архитектор и краевед Ксения Седойкина.
Ирина Никашкина, директор Детской библиотеки им. М.М. Пришвина, расположенной на первом этаже дома, говорит, что красивый и величественный дом вызывает у орловцев большой интерес.
– Люди просто заходят к нам с улицы и спрашивают об истории дома, о том, что было на этом месте раньше, – рассказывает она. – Когдато приходили и старики, одна бабушка вспоминала, что на этом месте еще до войны располагался магазин мужского платья, на ступеньках которого она играла будучи ребенком.
По страницам истории
Доподлинно известно, что решение о строительстве дома, предназначенного для сотрудников завода им. Медведева, было принято в третьем квартале 1950 года. В то время город еще не был полностью восстановлен после войны, и в Новосильском переулке сохранились фундамент и остов старого разрушенного дома. Их и взяли за основу при начале строительства, которое планомерно велось вплоть до 1957 года.
В семейном архиве зампреда Орловского отделения Союза литераторов РФ Елены Яворской сохранились уникальные снимки, сделанные в те дни.
– Среди строителей был мой дед, – вспоминает она. – Практически одновременно с 28м домом возводился и дом № 2а по Новосильскому переулку, где наша семья впоследствии и получила квартиру. Мы жили там вплоть до 1987 года. Сравнивая свои детские впечатления с тем, что вижу сейчас, я всякий раз думаю, что архитектор Вадим Овчинников создал настоящий шедевр. Примечателен был даже двор, в центре которого располагался фонтан. Там, где сейчас находится дом под номером 28а, стояли очень колоритные бревенчатые частные домики. С тех пор уцелели, к сожалению, только два сарая.
Благодаря такому частному сектору двор дома № 28 на Московской оказывался полностью закрытым. Более того, даже в арке были предусмотрены ворота, пришедшие впоследствии в негодность и демонтированные в конце 80х годов.
Изначально помещение, в котором ныне располагается Пришвинка, предназначалось для почтового отделения. Помимо него в доме были предусмотрены продовольственный и промтоварный магазины, ателье, аптека и отделение милиции. В 60х почта переехала, уступив место выставочному залу, который в 1973 году сменила детская библиотека.
Дом с сюрпризом
Главным украшением дома стала башня со шпилем, который сейчас венчает флюгер в виде трубящего ангела. Изначально там находилась комната МПВО и баки отопления и водопровода, однако в 1993 году башня перешла в частную собственность и превратилась в двухуровневую квартиру. Ей был присвоен тот же номер, что и последней квартире в подъезде, но с добавлением литеры «А».
Впрочем, дом №28 на улице Московской уникален не только своим внешним видом. Внутри он напоминает настоящий лабиринт, поражающий многообразием планировок.
Расположенные в одном подъезде, даже на одной лестничной площадке, квартиры могут кардинально отличаться друг от друга. Так, «двушки» с проходными комнатами, в кухнях которых не предусмотрены окна, соседствуют с огромными трехкомнатными квартирами, а квартиры стандартные, двухкомнатные или однокомнатные, – с четырехкомнатными коммуналками. К слову, по сей день некоторые из них не расселены. Даже типовые, казалось бы, «двушки» в 28м доме отличаются друг от друга планировкой и метражом.
Узнаваемые улицы
Как рассказывает директор Пришвинки, упоминание «дома со шпилем» можно найти и в художественной литературе.
– Когда я читала рассказ Евгения Туинова «Сыч», мне показалось, что именно в этот дом пришли в гости герои. В целом, рассказы и повести этого автора очень орловские. Буквально на каждой странице – узнаваемые улицы, парки, скверы, дворы, дома. Пока мне известно только одно произведение, в котором, по всей вероятности, упомянут этот дом, однако я не исключаю, что их может быть больше, – говорит Ирина Никашкина.
Анастасия ИЗВЕКОВА