25 ноября исполнилось 70 лет зданию Орловского железнодорожного вокзала.
Украшение города
Первый состав из Москвы, приведенный машинистомангличанином, прибыл на Орловский вокзал в августе 1868 года.
Тогда, 152 года назад, Орел являлся одним из крупнейших сельскохозяйственных центров России. С учетом географического расположения города, дающего возможность проложить прямой железнодорожный путь до Балтийского моря, вокзал должен был стать главным экспортным узлом страны.
Возведенное по проекту архитектора Эдуарда Левенштерна здание вокзала очень быстро превратилось в одну из главных городских достопримечательностей. Так, на открытках железнодорожный вокзал в то время изображали не реже, чем портреты великих орловских писателей и поэтов.
Кстати, хранят эту традицию на орловском вокзале и по сей день, разве что теперь для того, чтобы отправить привет из Орла с изображением одного из красивейших в стране вокзалов, достаточно отсканировать QRкод на входе.
Тогда же, в XIX веке, случалось, что орловцы приходили на вокзал специально, чтобы увидеть Льва Толстого. По воспоминаниям современников, Лев Николаевич, приезжавший в Орел погостить к супруге вицегубернатора, приходившейся ему сестрой, любил отведать осетрины в вокзальном буфете и располагался традиционно у окна, через которое на него и могли посмотреть все заинтересованные.
Обращенный в руины
В 18681869 годах по проекту Левенштерна были построены два абсолютно идентичных вокзала – в Орле и Курске.
Однако в то время как Ямской вокзал в Курске был уничтожен лишь в годы Великой Отечественной войны, его орловский братблизнец серьезно пострадал при пожаре в 1924 году.
Тогда вокзал отремонтировали. Но спустя 20 лет, в 1943 году, полуразрушенное за время оккупации и черное от копоти здание было фактически уничтожено советской дальней авиацией.
Причиной тому была военная необходимость: гитлеровские войска организовали на вокзале пункт выгрузки и по совместительству склад бочек, в которых хранилась солярка для танков. Несколько раз на складе совершали диверсии партизаны, его бомбили целенаправленно, и в итоге красивейшее здание превратилось в обожженный остов.
– На фотографиях тех лет отлично видно, что от вокзала остались лишь стены без крыши, абсолютно полые внутри, – рассказывает начальник железнодорожного вокзала Сергей Логвинов, показывая снимки. – Орел вошел в число 15 старейших городов, наиболее пострадавших во время войны, и восстановление вокзала стало первоочередной задачей послевоенного времени.
Автором проекта, по которому в 19491950 годах возводился современный вокзал, стал армянский архитектор С.А. Мхитарян. К слову, по его же проекту было возведено здание гостиницы «Орел».
Частный сектор, располагавшийся перед вокзалом, в войну был уничтожен, и на его месте Мхитарян задумал Привокзальную площадь, которая в комплексе с ДК и самим вокзалом составила целый архитектурный ансамбль.
– Если смотреть с высоты птичьего полета, вокзал и есть орел, – продолжает Сергей Логвинов. – ДК это голова с клювом, площадь – тело, галерея – крылья, а здание вокзала и пути – хвост.
От вокзала 1868 года постройки к тому моменту уцелели лишь подвал и фундамент, на котором и начали возводить новое здание. Сегодня своды, которым более полутора сотен лет, все еще можно увидеть – в помещении, служившем в XIX веке подвалом, теперь располагаются уборные для пассажиров.
Тургенев на перроне
Свой современный вид Орловский вокзал приобрел в 8090х годах прошлого века во многом за счет средств, которые приносил знаменитый тогда на весь город ресторан «Магистраль». Именно тогда появились в окнах цветные витражи, с которых на пассажиров сегодня смотрят Тургенев, Бунин, Фет, Андреев, Пришвин и Калинников.
Сегодня зал, в котором некогда размещался ресторан, пустует. В нем планируется открыть полноценный музей.
Впрочем, одну из главных достопримечательностей вокзала и сейчас может увидеть любой желающий. Речь идет о памятнике Тургеневуохотнику, который находится в сквере между 1й и 2й платформами.
Скульптура была установлена в 1955 году, а рядом с ней расположился старейший в городе фонтан и «зеленый» календарь. Памятник из белого бетона, мраморной крошки и серого гранита был изготовлен знаменитым орловским художником и скульптором Леонидом Курнаковым в двух экземплярах. Один Тургенев остался в Орле, другой же отправился во Мценск, где со временем разрушился.
– Нам, к счастью, Ивана Сергеевича удалось спасти, – говорит начальник вокзала. – Мастера проделали воистину ювелирную работу, но уникальный памятник удалось сохранить.
В начале осени этого года появилась на орловском вокзале мультимедийная краеведческая экспозиция «Исторический багаж». Благодаря ей ознакомиться с некоторыми достопримечательностями и полюбоваться видами Орла можно прямо в зале ожидания.
Анастасия Извекова