14 июля 1941 года, 80 лет назад, Государственный комитет обороны СССР вынес решение об эвакуации материальных ценностей из Орловской области.
Прифронтовая зона
29 июня 1941 года в обком партии, облисполком поступила телеграмма за подписью Председателя Совнаркома И. Сталина. Фактически в ней содержался план срочных действий руководства области:
«Совнарком Союза ССР и ЦК ВКП(б) требует от вас:
…3. Укрепить тыл Красной Армии, …организовать охрану заводов, электростанций, мостов, телефонной, телеграфной связи, организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами…
- При вынужденном отходе частей Красной Армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы.
Все ценное имущество, … цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, … должно уничтожаться». «Все мельницы должны быть уничтожены».
Вывезти или уничтожить
На 10 ноября все основные промышленные предприятия были эвакуированы. Что невозможно было вывезти, уничтожалось: в Орле были сожжены или взорваны заводы № 5, 9, им. Медведева, электростанция.
В сельском хозяйстве уборка зерновых началась с конца июля 1941 года. Из отчета секретаря обкома ВКП(б) Бойцова В.И. секретарю ЦК ВКП(б) Андрееву А.А.:
«В начале уборки из 15 западных районов были эвакуированы трактора и комбайны. В августе враг вступил в пределы области и в двадцатых числах августа оккупировал восемнадцать районов. … Хлеб остался неубранным…»
Оставшиеся неубранными посевы технических культур, не вывезенное колхозное и совхозное имущество уничтожались. Часть имущества, продовольствия, скота было роздано населению.
Стада уходили на восток
Эвакуация скота также началась с середины июля и закончилась к 13 октября. Первоначально скот планировалось эвакуировать в Саратовскую область, затем маршрут изменился и скот перегонялся в Башкирскую АССР и Пензенскую область. За пределы области было эвакуировано 1 567 555 голов КРС, сдано заготовительным организациям 127 820 голов. В отчете приводятся цифры о количестве овец и свиней. Из области также эвакуировали 88 612 лошадей, которых угоняли вместе с крупным рогатым скотом.
Уезжали фабрики и заводы
Помимо названных выше предприятий эвакуировались: обувная, кондитерская, швейная, трикотажная, шпагатная фабрики, ликероводочный, пивоваренный, винный заводы, маслозавод и др.
Эвакуация проводилась в предельно сжатые сроки, очень многое зависело от оперативной и слаженной работы железнодорожников, обслуживавших Верховский участок железной дороги. В докладной записке от 26 октября 1941 года начальника Верховского отделения движения о работе отделения с 1 октября по 25 ноября 1941 года имеется «Сводка о погрузке грузов по Верховскому отделению ж/д», в которой указаны различные категории грузов: зерно, мука, мясо, нефтепродукты, оборудование, тракторы и моторы, «живность», спирт и водка, двигатели, ж/д оборудование, запчасти, метизы, грузы НКО и пр. Все перечисленное было загружено в 4358 вагонов, при этом работа по загрузке была круглосуточной и безаварийной. 16 октября станция Верховье была оставлена, кадры железнодорожников эвакуировались.
«При постепенном оставлении, – говорится в докладной записке, – мы стремились кадры сохранить и эвакуировать их по указанию управления дороги в гор. Горький. За это время было отправлено 280 человек всех специальностей. Кроме этого, со штабом отделения выехало в Елец 120 человек и с Ливенского участка выехало в Грязи 100 человек».
Одновременно шло уничтожение объектов и технических сооружений станций. В докладной записке также указывается, что на станциях Верховского отделения железной дороги: уничтожены здания вокзалов, разобраны и увезены пути, сожжены станционные постройки, жилые дома, взорваны водокачки и железнодорожные мосты «по станциям Золотарево, Моховая, Ворошилово, Залегощь, Дишня, Туровка, Верховье, Красная Заря, Скарятино, Русский Брод, Здоровец, Ливны, Коротыш, Студеный, Долгая. Не уничтоженными остались станции Семинарская, Домнино и Хомутово ввиду внезапного занятия врагом…».
В справке имеется примечание: «Покилометровый рельсовый запас и скрепления собраны и увезены».
В каждой отрасли были разработаны планы эвакуации. Например, учреждения народного образования начали ее в августе 1941 года. Все детские дома (39) были эвакуированы в Тамбовскую, Пензенскую, Чкаловскую и Саратовскую области.
В отчете по системе потребкооперации говорится: «…На складах, базах и в торговой сети … продовольственных товаров, швейных изделий и других товаров, представляющих оборонную ценность, к моменту прихода фашистов не оставалось. … Все сырье (кожи, шерсть, цветной металл, пушнина) были вывезены со всех районов».
В отчете об эвакуации Орловского облместпрома указано, что многие предприятия, сырье и продукция эвакуировались на первом этапе в Елец, далее – в Куйбышев, многое уничтожалось. Так: «…Готовые изделия и материалы в количестве до 40 тысяч метров из промкомбината гор. Орла были погружены 3 октября в вагоны, но не прибыли в Елец, так как были уничтожены на ст. Орел».
Вера в победу
В архивных документах за каждой строкой – вера в обязательную победу над врагом.
Война нанесла народному хозяйству Орловщины громадный ущерб, который трудно представить. Разрушено и уничтожено было все: промышленность, сельское хозяйство, жилой фонд. После освобождения области от оккупантов возвращенные из эвакуации предприятия восстанавливались в рекордно короткие сроки упорным трудом наших земляков.
Ведущий архивист Л.Н. Марковичева, по материалам Государственного архива Орловской области