После летних каникул школьникам порой бывает трудно настроиться на учебу. Детям можно помочь повысить умственную активность при помощи простых игр и упражнений.
Ассоциации
Возможно, взрослые вспомнят, что сами с удовольствием играли в некоторые игры. Сегодня дети больше увлечены гаджетами, поэтому стоит вернуться к хорошо забытому старому и узнать о новых методиках.
Например, игра в ассоциации. Выбрать можно любое слово. Возьмем слово дом, он может ассоциироваться с определенными запахами, вкусами, предметами интерьера и так далее. Главное, четко объяснить ребенку суть игры и показать пример. Игра в ассоциации развивает мышление, помогает лучше запоминать тексты и отдельные сложные слова. Также можно выстраивать ассоциативные ряды: дом ассоциируется с крышей, крыша с трубой, труба с дымом, дым с воздухом и так далее. Можно ввести соревновательный момент. Кто придумает больше ассоциаций на одно слово, у кого ассоциативный ряд получится длиннее.
Во время отдыха на природе в качестве разминки для ума отлично подойдет игра «на что похожи облака» – развивает образное мышление.
Принцип наоборот
Помогут разбудить ум скороговорки. Они не только способствуют улучшению дикции, но и помогают повышать концентрацию. Выучите с ребенком несколько скороговорок и соревнуйтесь в быстроте их произношения.
Сравнительно недавно появилась методика нейробика. Ее изобрел американский профессор нейробиологии Лоуренс Кац. Было доказано, что тесное взаимодействие левого полушария мозга и правого полушария мозга повышает эффективность умственной деятельности. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, правое — за образное. Они соединены нервными волокнами. Работая вместе, полушария создают целостное мышление. Для стимуляции одновременной работы полушарий профессор Лоуренс Кац создал некоторые упражнения. В их основе лежит принцип: делать привычные вещи непривычным способом. Например, попробовать писать левой рукой, если вы правша (и наоборот). Ходить по квартире спиной вперед. Читать перевернутую книгу.
Ловкость рук
Нейробика включает так называемые пальчиковые упражнения – живость ума и ловкость рук напрямую взаимосвязаны. О пользе развития мелкой моторики известно давно.
Например, можно поочередно касаться каждым пальцем одной руки большого пальца. Начинать с мизинца до указательного и наоборот. Попробовать делать упражнение одновременно обеими руками.
Или правую руку зажать в кулак, а левой показывать знак «класс» большой палец вверх. Затем наоборот — левую сжать в кулак, правой показывать знак «класс». И так менять жесты, чем быстрее, тем лучше. Жесты можно придумать самые разные: «зайчик» или «виктори» (указательный и средний пальцы вверх), жест «окей» (указательный и большой палец соединены в колечко), жест «дуля» (большой палец между указательным и средним).
Можно усложнить задачу — выполнять смену жестов и проговаривать скороговорку.
Синхронизация
Одновременно рисовать правой и левой рукой — тоже эффективное упражнение. При этом нужно стараться, чтобы руки двигались в одном темпе. Можно пробовать одновременно рисовать геометрические фигуры, восьмерки. Затем переходить к более сложным рисункам — изобразить бабочку, грушу, медвежонка. Раскрашивать рисунки тоже надо одновременно двумя руками.
Нейробика активно используется в развивающих программах для детей, а также для реабилитации взрослых после инсульта. Такие упражнения повышают эффективность умственной деятельности. Человек быстрее находит нужное решение, поскольку лучше воспринимает и обрабатывает информацию.
Слова, слова
Различные игры в слова помогут расширить словарный запас и улучшить память. Выберите с ребенком букву алфавита, вспоминайте по очереди слова, которые начинаются с этой буквы. Можно записывать слова, а затем посчитать, сколько вы вместе придумали. В эту же игру можно играть в компании. Кто уже не может придумать слово, выбывает из круга.
В подобных играх можно использовать мяч. Пример — игра «я знаю пять». Ведущий говорит – «я знаю пять предметов гардероба (пять женских имен или пять городов и так далее)». Ведущий перекидывает пять раз мяч второму участнику и называет каждый раз по одному слову. Второй участник должен также перекинуть мяч пять раз и назвать пять слов по заданной теме, не повторяясь.
Увидеть и запомнить
Перед прогулкой можно давать ребенку небольшое задание: замечать на улице все предметы определенного цвета. Более сложный уровень: увидеть, запомнить и перечислить их после прогулки.
По такому же принципу можно запоминать марки увиденных машин, перечислять продукты, которые увидел на полках в магазине. Вариации зависят от вашей фантазии и предпочтений ребенка.
Такие простые упражнения подойдут для ежедневного выполнения и не занимают много времени. Также они будут полезны утром перед школой. Помогут в том случае, если ребенок с трудом выполняет домашнее задание, попалась трудная задачка или сказывается усталость. Уместно будет устроить перерыв и немного поиграть и поупражняться. Возможно, процесс пойдет быстрее и решение найдется.
Все игры и упражнения были протестированы с моим девятилетним сыном. Они действительно дают положительных эффект.
Вероника Иконникова