10 сентября — Всемирный день предотвращения самоубийств. Врач-психиатр Александр Докукин рассказывает, как проживать кризисную ситуацию и общаться с близкими, чтобы предотвратить роковой шаг.
– Александр Григорьевич, кто чаще всего решается на такой шаг? Больные смертельными заболеваниями?
– Среди тех, кто совершал попытки самоубийства, неизлечимо больных процентов 57. В основном это люди, переживающие разного рода сложности в жизни. В тяжелой ситуации у человека резко снижаются компенсаторные возможности психики, и он не видит никакого выхода, кроме одного.
– Это правда, что официальная статистика самоубийств отличается от реальной картины?
– Скорее всего, да. Самоубийства нередко квалифицируются как «падения с высоты» или «отравления».
– Сложности в жизни бывают у всех. Почему одни люди стараются справиться, а ктото готов на последний шаг?
– Разные типы характеров, пожалуй, могут либо защитить людей от таких действий, либо дать некую предрасположенность. Есть люди, которые ищут решение проблем, не опускают руки, если чтото не получается. А есть тип людей, которые при малейшей неудаче чувствуют растерянность и полнейшее собственное бессилие. Один из факторов риска — низкая самооценка. И подростков, и взрослых людей с низкой самооценкой много. В этом случае человек не считает себя ценностью, за которую надо бороться. Некоторые так и говорят: «Я хочу исчезнуть, чтобы меня не было». Какоето сильное негативное эмоциональное переживание создает еще один фактор риска. Чем интенсивнее эмоции, тем больше сужается для человека возможность видения ситуации и выхода из нее. Важно помнить, что это явление временное — оно может длиться час, несколько часов или сутки. После возможность увидеть ситуацию подругому и выход из нее расширяются.
– Можно ли както распознать, что родной человек близок к страшному решению?
– Самоубийцы редко делают роковой шаг в полном молчании. Они частенько говорят чтото такое, что может навести на мысли об их решении. Человек может говорить о том, что устал жить, или выясняет у близких какието детали, связанные с тем, что собирается сделать. Бывают и спонтанные суициды, когда действительно «ничто не предвещало». В любом случае, близким людям важно быть внимательными друг к другу, чтобы вовремя заметить подавленное настроение, изменения в поведении или приготовления. Среди самоубийц немало людей и с психическими расстройствами: депрессиями, биполярным расстройством и т. п. Здесь важно, чтобы они получали лечение и были на постоянной связи со своим психиатром, доверяли ему.
– В России не очень принято обращаться за помощью к психологу или психиатру…
– Ситуация меняется. Молодые люди легче, спокойнее и охотнее обращаются за помощью к психологам и психотерапевтам, чем лет 15 назад. А вот люди среднего возраста часто остаются один на один со своими проблемами, пенсионеры — тем более… Бывает, что люди скрывают свое эмоциональное состояние до последнего. Проблема еще и в том, что в этом году была ликвидирована врачебная специальность «врачпсихотерапевт». Это может создать серьезные проблемы! Обратиться за помощью сразу в психдиспансер как раз психологически сложно — люди боятся, что «поставят на учет». Работа с частным психологом стоит денег — не все могут себе позволить. Хотя в среднем большинству людей это по карману. Психотерапевтов больше нет в поликлиниках. Так что доступность психологической помощи в нашей стране остается под вопросом. Кроме того, если психотерапевтов перестанут лицензировать, назвать себя этим словом сможет каждый.
– У нас еще частенько принято помогать горю и снимать напряжение алкоголем. Это помогает?
– В момент употребления и опьянения может показаться, что да. Однако потом эмоциональный фон будет гораздо хуже, чем был бы без подобного допинга. Риск суицида тоже увеличивается.
– Что же делать близким людям, если они замечают, что человек находится у крайней черты?
– Быть рядом, разговаривать. Совсем не обязательно о той проблеме, которую переживает человек. Разговаривать о чем угодно, отвлекать его, занимать чемто и — говорить, говорить… Спокойно, понимающе и принимающе. Человек должен чувствовать, что он в безопасности.
– А сам человек, который чувствует желание совершить страшный шаг, может себе помочь?
– Самое главное — подождать и не предпринимать опасных действий. Пройдет время — все может измениться, в том числе взгляд на проблему. Также важно обратиться за психологической помощью.
Справка
Докукин Александр Григорьевич — врачпсихиатр высшей категории. Окончил Курский мединститут в 1980 году, затем интернатуру по психиатрии в Орловской областной психиатрической больнице. После работал врачомпсихиатром в стационаре и врачомпсихиатром специализированной бригады скорой помощи. В 1986 году назначен главным врачом Орловского областного психиатрического диспансера и главным психиатром облздравотдела. В 90х организовал в Орле телефон доверия для людей в кризисных ситуациях и сам работал на линии. С апреля 2010го ведет частное консультирование.
Цифры
В 2019 году на территории Орловской области было зарегистрировано 76 смертей от самоубийств. Из них 39 произошло среди городского населения, а 37 – среди сельского. В 2020 году число смертей от самоубийств увеличилось. В Орловской области было зафиксировано 86 умерших изза самоубийства. 42 погибших проживали в черте города, 44 — в сельской местности. Такую информацию опубликовала Государственная единая межведомственная информационностатистическая система.
Елена Маслова