До 15 декабря у орловцев и гостей города есть возможность посетить сразу две удивительные, богатые по содержанию выставки, работающие в Орловском объединенном государственном литературном музее И. С. Тургенева.
Таинственный портрет
С 18 ноября в выставочном зале ОГЛМТ работает выставка «Русь уходящая. Письмо И.М. Митрофанова» (6+). Проект, в рамках которого представлены графика, живопись, редкие фотографии и документы, личные вещи самого Ивана Михайловича Митрофанова и даже кисть его учителя, Константина Федоровича Юона, является плодом сотрудничества сразу четырех музеев: Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева, Всероссийского историко-этнографического музея (г. Торжок), Тверской областной картинной галереи и Литературно-художественного музея имени И.А. Васильева, под эгидой Министерства культуры российской федерации.
Поводом к созданию выставки стало письмо Ивана Митрофанова (из фондов Всероссийского историко-этнографического музея), адресованное новоторжскому краеведу А.А. Крутикову с призывом к действиям по спасению русской старины.
Заслуженный работник культуры, кандидат филологических наук, научный сотрудник Орловского государственного литературного музея им. И.С. Тургенева Людмила Балыкова рассказывает, что хотя и не принимала непосредственного участия в подготовке экспозиции, художника Ивана Митрофанова помнит очень хорошо. И воспоминаниями этими делится с необычайным теплом и светлой грустью об ушедшем творце, талантливейшем человеке с непростой судьбой.
– С Иваном Михайловичем мы познакомились в начале 80-х годов здесь, в музее. Он часто бывал в фондах и являлся другом не только музея в целом, но и его сотрудников, – рассказывает Людмила Анатольевна. – Все мои воспоминания, связанные с ним, очень теплые и трогательные. Иван Михайлович не просто писал удивительные картины, ему нравилось дарить их, в то время как реализовывать их за достойную его мастерства оплату он попросту не умел.
Ивана Митрофанова Людмила Балыкова запомнила как человека интеллигентного, тонкого, умного, одаренного глубоким восприятием окружающего мира, и при этом очень скромного.
– У него были голубые, яркие, как небо, глаза и очень острый взгляд, – продолжает Людмила Анатольевна. – Помню, он пригласил нас, сотрудников музея, в свою скромную мастерскую, расположенную в полуподвальном помещении, и там в 1982 году впервые показал нам написанный им портрет Великой Княгини Елизаветы Федоровны в монашеском одеянии. «Вот это моя Лизонька», – так он его представил. Это потрясающее полотно, которому, разумеется, следует находиться в музее. К счастью, музею им. И.С. Тургенева удалось приобрести его как необходимую часть экспозиции, посвященной Лизе Калитиной.
Помимо прочих интереснейших экспонатов, на выставке, посвященной Ивану Митрофанову, можно увидеть фото художника на фоне этого потрясающего, выше его роста полотна. Однако сам портрет, отмечает Людмила Балыкова, по сей день окутан тайной.
– Иван Михайлович завершил работу над полотном в 1919 году, но никогда не рассказывал, кто заказал портрет, – поясняет она. – Более того, мы видим изображенную на потрете монахиню с удивительным лицом, в которое хочется вглядеться, но нет неопровержимых доказательств тому, что это именно Елизавета Федоровна. Известно лишь, что лилии в левом нижнем углу полотна дописал впоследствии сам Константин Юон. Однако Иван Михайлович рассказывал, что перед войной, стремясь сберечь портрет, свернул его в скатку и закопал. После войны отыскать его всерьез не рассчитывал, но судьба распорядилась так, что свой тайник он нашел, и спрятанное под землей полотно сохранилось великолепно. Много лет спустя, уже из наших фондов, портрет экспонировался в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, где во всех смыслах был оценен очень высоко.
К 200-летнему юбилею
Из-за коронавирусных ограничений на целых две недели была продлена работа открывшейся еще 22 сентября выставки «Я лиру посвятил народу своему» (12+), приуроченной к 200-летнему юбилею Н.А. Некрасова.
– Некрасов родился 10 декабря, и конечно же, мы рады, что непосредственно в день его рождения экспозиция будет открыта, – делится Людмила Балыкова. – К сожалению, эпидемиологическая обстановка вынуждает нас соблюдать определенные ограничения, но все же мы надеемся, что в том или ином формате нам удастся отметить эту дату.
На выставке представлены материалы из фондов трех музеев: Орловского литературного музея И.С. Тургенева, Донецкого художественного музея «Арт-Донбасс», с которым орловский музей сотрудничает уже второй раз, а также литературно-краеведческого музея «Тургеневское Полесье», расположенного в Хотынецком районе нашей области.
– Литературно-краеведческий музей «Тургеневское Полесье» – это настоящие хранители традиций. В частности, именно им мы обязаны представленной на выставке настоящей старинной люлькой, – продолжает Людмила Анатольевна. – Но особо мне хочется отметить ребят из Донбасса, сумевших в нелегких условиях настолько погрузиться в биографию и творчество Некрасова. Ведь именно через стихи наших классиков мы впитываем свой культурный код, под их влиянием во многом формируется наше восприятие окружающего мира. И очень важно, что у детей есть такой живой интерес к этому.
Анастасия Извекова