26 декабря в «Свободном пространстве» отметили 45-летие театра.
Прошедшие годы были разными. Случались периоды относительного спокойствия, сменявшегося захватывающей дух активностью. Менялись режиссеры и состав труппы. Приходили новые поколения зрителей. Однако неизменным все 45 лет оставалось одно – искренняя любовь и интерес орловцев к этому театру, их глубокая признательность за живые эмоции и праздник, всякий раз ожидающий их в стенах «Свободного пространства».
Постоянный поиск
Ровесник театра, актер Станислав Иванов служит «Свободному пространству» без малого 25 лет. Он подчеркивает, что работой дело его жизни называть не совсем корректно.
– Принято говорить именно «служить на театре», потому что театр есть не что иное, как служение людям, во благо людей, – поясняет он. – И в то же время, театр, как явление, не может и не должен следовать за зрителем. Напротив, он должен вести зрителя за собой. Хороший театр – это театр, в котором осмысливают материал, с которым работают, находят в нем оттенки и нюансы, благодаря которым он остается интересным для разных поколений и разных зрителей.
Станислав знает, о чем говорит, ведь для него самого театр в свое время стал настоящим ориентиром в жизни.
– Я влюбился в театр в 90е, когда подростком попал в театральную студию, к замечательному тонкому педагогу Инессе Ершовой, – рассказывает актер. – Это была своего рода вакцина театром от той среды, которая всех нас грозила поглотить в те годы. Инесса Вячеславовна выпустила немало талантливых актеров, и именно она первой привила нам эту потребность – постоянно действовать, находиться в диалоге с самим собой, в беспрерывном поиске, без которого актер попросту невозможен.
Уже после театральной студии и первого образования, полученного в сфере строительства, в жизни Станислава Иванова был актерский курс Александра Михайлова, приведший его в «Свободное пространство».
– Уникальность «Свободного пространства» создается командой, тем, насколько все мы способны чувствовать партнера, – делится Станислав. – Речь здесь не только об актерах, а о театре в целом: о постановочной команде, пошивочном и других цехах. Мы просто все делаем одно дело. Именно поэтому, на мой взгляд, даже когда у театра случаются периоды некоего, неизбежного в любой истории развития, затишья, они не бывают продолжительными. «Свободное пространство» – это не просто семья, это особый мир, в котором людей объединяет общая потребность в движении вперед. Да, это движение невозможно без экспериментов, без освоения нового театрального пространства. Однако даже неизбежная и нужная революция в театре должна быть щадящей, а эксперименты – хорошо продуманными. На мой взгляд, нам хорошо удается соблюдать такой баланс, и в последние два коронавирусных года, это особенно заметно.
Вне стандартов
Невзирая на все трудности и ограничения, театр остался живым и ищущим, он стремительно развивается и движется вперед.
– По моим ощущениям, темп, в котором «Свободное пространство» движется вперед здесь и сейчас, опережает время. Но я уверен, что и это еще не предел, – продолжает Станислав Иванов. – Мы просто не можем позволить себе замереть, особенно сейчас. «Свободное пространство» развивается не по стандартам. Постоянно находятся новые пути, и каждый из них приводит к результату, который задевает, радует и восхищает зрителя.
Впрочем, настоящим маяком театр служит не только зрителю, но и артистам.
– Сначала, когда я только пришел сюда, было состояние, подобное тому, которое испытывает ребенок, попав в кондитерскую. Хотелось попробовать все и побольше, – смеется Иванов. – А потом была не работа, но то самое служение. Случалось, что репетировать приходилось в перчатках и шапках, настолько в театре было холодно. Случалось тут едва ли не ночевать. И у нас получались великолепные, потрясающие спектакли. Я полагаю, причина этого успеха в том, что театр многому учит, воспитывает не только зрителя, но и в первую очередь актера. Лично меня театр научил быть самому себе неудобным. Театр дал мне умение мыслить, не делить жизнь на черное и белое, искать и анализировать. Актер всегда должен гореть тем, что делает, я принял это для себя как данность, и считаю, что иначе невозможно. Театр же научил меня понастоящему уважать старших, тех мастеров, у которых учился я сам.
Театр «Свободное пространство», как совершенно уникальное пространство, в котором есть свобода для мыслей, творчества, экспериментов, как и человек в 45 лет, отчаянно молод. Впереди у него новые открытия и творческие высоты, а значит, орловского зрителя ждет много интересного и волнующего.
Анастасия Извекова