Недавно вышел Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19.04.2022 № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия» (Зарегистрирован 06.05.2022 № 68421). Данный документ фиксирует список товаров, которые можно ввозить в Россию по схеме параллельного импорта. В Приказе более 90 категорий товаров, под номером 87 включена отдельная категория под названием «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности». В ней перечислены главным образом марки автомобилей: среди них как те, что приостановили работу на российском рынке, так и те, которые официально в нашей стране никогда не продавались.
В настоящее время легализация параллельного импорта означает официальное разрешение ввозить в Россию автомобили и их комплектующие без ведома производителя или официального дистрибьютора, что означает поставки в обход правообладателя.
В категорию автомобильного сегмента включено несколько десятков автопроизводителей. Среди них марки, которые официально приостановили работу на российском рынке или производство автомобилей в стране, такие как Mitsubishi, Volkswagen и Skoda, также сюда вошли и премиальные бренды, прекратившие поставки из-за санкций, как пример это Mercedes-Benz, BMW, Porsche, Lexus и Infiniti, упоминаются и представители люксового сегмента автомобилей, среди них Bentley, Ferrari, Lamborghini, Bugatti и Aston Martin.
В представленном перечне имеются компании, официально никогда в России автомобили не продававшие, такие как GMC, Lincoln и Tesla, а также марки, уже не существующие, как Hummer и Rover. В общем списке перечислены и производители коммерческой техники, такие как Peterbilt, DAF, MAN, Scania и Kenworth, а также компании по выпуску запасных частей и комплектующих, как например, Bosch, Mahle, ZF и Cummins.
Данный Приказ Минпромторга вступил в силу 7 мая, однако, сложно сказать, когда именно механизм параллельного импорта действительно заработает, и как он повлияет на дефицит автомобилей и запасных частей и комплектующих на российском рынке. Как отмечает эксперт кафедры «Экономика и экономическая безопасность» Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Ольга Федотенкова, реализация такого механизма позволит отечественным автопроизводителям наладить новые каналы поставки комплектующих на свои конвейеры, так как именно из-за нехватки запчастей АвтоВАЗ стал разрабатывать упрощённые модификации почти всех своих моделей.