Онлайн-торговля стремительно укрепляет позиции на рынке товаров и услуг и завоевывает все большую популярность своим удобством как для покупателей, так и для продавцов. В качестве инновационной бизнес-технологии по продвижению товаров и услуг выступает маркетплейс. Маркетплейс — платформа для электронной коммерции, на которой свои товары одновременно продает множество компаний.
В Российском законодательстве нет термина «маркетплейс», только с принятием пятого антимонопольного пакета вводится понятие «цифровая платформа». Поэтому пока маркетплейсы в юридической практике квалифицируются по закону «О защите прав потребителей» как агрегаторы информации о товарах или услугах.
По общему правилу маркетплейсы отвечают за предоставление информации о товаре (ст. 12 закона «О защите прав потребителей»). Если из-за некорректных сведений о товаре у покупателя возникли убытки, то их придется возмещать именно торговой платформе.
Контроль за торговой платформой предполагает адаптацию антимонопольного законодательства к работе маркетплейсов. Однако, из-за того, что площадки работают только в интернете, регуляторам по всему миру тяжело определить границы их рынка.
Другая проблема в том, что положения закона «О защите прав потребителей» не регулируют порядок работы маркетплейсов. Потому каждая торговая площадка по-своему взаимодействует с предпринимателями и потребителями. Покупатели зачастую находятся в непредсказуемом положении из-за хаотичных правил разных онлайн-площадок.
Такие онлайн-платформы не несут никакой ответственности за продажу контрафактной продукции, которая там встречается часто. Сегодняшнее законодательство пока не затрагивает проблему технических сбоев на интернет-площадках, которые прямо или косвенно влияют на судьбу заключенного договора купли-продажи.
Оборот товаров в маркетплейсах в последние годы достиг рекордных показателей, что открыло производителям контрафактной продукции дополнительный канал сбыта. Учитывая увеличивающиеся масштабы торговли контрафактом в России, проблему появления и распространения контрафакта следует решать системно.
Марина Власова — эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, считает, что преодоление сложностей в онлайн-торговле возможно только при участия государства (пятый антимонопольный пакет), и самих маркетплейсов.