16 сентября театр «Свободное пространство» открыл новый 46-й сезон спектаклем «Деревья умирают стоя» (16+) по пьесе испанского драматурга Алехандро Касоны в постановке Сергея Пузырева.
В поисках истины
«Деревья умирают стоя» – испанская поговорка о достойном поведении человека в трудных для него обстоятельствах. И как отмечает режиссер, беря в работу именно эту пьесу, от самого себя он ждал прежде всего честности.
– Когда ставишь подобные вещи, в которых можешь рассказать о доме в лучшем смысле этого слова, как месте, где тебя, ждут, любят и принимают, о семейственности, которую наше общество, возможно, уже безвозвратно утратило, есть некоторое искушение чтото приукрасить, чересчур погрузить самого себя в эту атмосферу, не существующую в реальности. В процессе работы над пьесой для меня было важно этого не делать, – рассказывает Сергей Пузырев. – Одна из главных тем в этой истории – это умение быть правдивым хотя бы с самим собой. Пусть не выходит быть честным с миром, безмерно ценно научиться этой внутренней, личной честности.
Пьеса «Деревья умирают стоя» была написана Алехандро Касоной в конце 40х годов прошлого века и на протяжении нескольких лет пользовалась огромной популярностью, однако, впоследствии оказалась предана забвению почти на семь десятков лет.
– Мне кажется, это связано с потребностью общества разобраться в том, что же такое правда, – продолжает Сергей Пузырев. – Тогда, после Второй мировой войны, люди в конце концов договорились о том, что есть истина, и долгие годы придерживались определенной версии. Впоследствии, чем больше становилось новых, открывающихся со временем фактов, тем очевиднее становилась нужда в том, чтобы задуматься об этом снова. Сегодня многие люди точно так же находятся в поисках истины. Я полагаю, что для каждого она своя. Все мы находимся на разных уровнях понимания жизни, и на каждом из них правда разная. Думаю, правда есть то, во что мы верим, в нашем представлении о ней. Что же есть правда для героев этой истории? Думаю, ни сам автор, ни мы не найдем точного ответа на этот вопрос.
Сотворение мира
«Деревья умирают стоя» – трагикомедия, которая однозначно понравится тем, кто приходит в театр, чтобы погрузиться в действие, искренне смеяться и плакать, а после спектакля выйти с внутренним ощущением правдивости и правильности происходившего на сцене.
Частично история переносит зрителя в откровенно сказочный, наивный, не способный существовать в реальности мир, частично – погружает в эту самую реальность так глубоко, что от этого чувствительным натурам может стать больно.
– Социальная драма сочетается здесь с фантасмагоричными обстоятельствами и наивной идеей о том, что реальный мир можно хоть немного исправить, привнеся в него мотивацию, логику и чувства, существующие в книгах, – говорит Сергей Пузырев. – Все мы давно поняли, что так не бывает, и тем не менее, хотя бы иногда, мимолетно каждый из нас грезит об этом.
Бытует мнение, что по-настоящему хороший спектакль, фильм или книга – это такое произведение, погружаясь в которое, наблюдатель может испытать стыд, радость, горе или гордость за героя. Спектакль «Деревья умирают стоя» получился именно таким. Глядя на то, как вымышленные люди проходят через безнадежность, самообман, наивную веру и попытки усилием воли вернуть себя в реальность, ставшую для них непреложной и объективной, невольно все эти метания примеряешь на себя. И задаешься тем же вопросом: что лучше – принять жизнь такой, какая она есть и смириться или попробовать что-то изменить?
Еще один интереснейший вопрос, который ставит перед зрителем пьеса: имеем ли мы право вмешаться в жизнь другого человека, солгать во спасение, и к какому краю могут подобные, кажущиеся поначалу совершенно безопасными фантазии могут подвести и того, кто лжет, и того, кто готов принимать эту ложь за истину?
Вопросы и ответы
Если исходить из того, что задача театра состоит в том, чтобы подарить людям надежду, хотя бы маленький лучик света и возможность посмотреть на предложенные ему жизнью обстоятельства иначе, спектакль «Деревья умирают стоя» кого-то учит, а кому-то напоминает об очень важных в современном мире вещах.
Например, о том, как важно даже для самого умного, образованного человека, умеющего дарить утешение другим, сохранять собственную идентичность и имя, не теряться в вихре безликих, неизбежно стирающих все это ников.
О том, как быстро, отчаянно и горько человек, днем ранее веривший, что совершает благое дело, может усомниться в собственных силах и праве на то, чтобы немного скрасить чужую жизнь.
А еще – о том, что необходимость быть сильным, понимать других и поступать правильно почти неизбежно разбивает человеческое сердце. Что делать с ним, с этим разбитым сердцем? Можно ли свершившийся провал переосмыслить, обратив в новую мудрость, в новое восприятие реальности? И как после глубокого разочарования и мучительной боли принимать решение стоять, а не падать, и находить новые стимулы для того, чтобы жить?
Ответы на все эти вопросы зрители смогут поискать самостоятельно.
Анастасия Извекова