По решению Орловского горисполкома 23 сентября 1989 года часть дома № 41 по 2-й Пушкарной улице была зарегистрирована по праву собственности за Государственным литературным музеем И.С. Тургенева. В паспорте исторического памятника значится – «Дом родителей известного русского писателя Леонида Николаевича Андреева».
Участок, на котором был построен дом Андреевых, изначально принадлежал солдатке Прасковье Ильиничне Горлевской. Здесь она жила в небольшом деревянном флигеле вместе с сыном Иваном. В сохранившемся проекте на перекрытие крыши флигеля записано: «Место Горлевской имеет меры в натуре 10 саж. по улице; а по купчей крепости 9 саж, которым она и владеет безспорно с 1856 года».
В 1874 году отец писателя, частный землемертаксатор Николай Иванович Андреев, купил у Горлевской место со строением и построил на этом участке по собственному проекту новый деревянный дом в десять комнат.
Усадьба Андреевых была большая – почти 30 саженей в ширину (по улице) и 35 в длину.Скорее всего, Николай Иванович прикупил еще и соседний участок, на котором построил конюшню. Местные жители называли усадьбу Андреевых «барской». Во дворе дома были колодец, двухэтажный амбар, ледник и другие хозяйственные объекты. А в саду отец писателя сделал небольшой флигель.
Дом строился с любовью, на века. Его «детские» годы совпали с детством и юностью Леонида Андреева. Так же, как и для писателя, это было самое счастливое время для дома – нового и красивого. Здесь было шумно и весело, пахло пирогами и хорошей кухней.
Николай Иванович надеялся, что в нем будет жить не одно поколение Андреевых. В семье не стеснялись выражать свою любовь и заботу о ближнем. В настоящее время можно часто слышать фразу: «быт разъединяет». Андреевых быт соединял. Это была большая и дружная семья, но после неожиданной и скоропостижной смерти хозяина дома многое изменилось: вместе с достатком исчезла и веселая, беззаботная жизнь. Наступили годы нужды. Большую часть дома пришлось сдавать в наем. А поздней осенью 1894 года Андреевы переехали в Москву. С тех пор дому пришлось пережить череду хозяев и каждый раз меняться в соответствии с их желаниями и привычками.
Большую андреевскую усадьбу купил знакомый семьи – зажиточный орловский мещанин Алексей Ильич Толстопятов. Семейство Толстопятовых было довольно большим. Крестным отцом Павла Андреева (брата писателя) был орловский купец Василий Николаевич Толстопятов, а его жена Татьяна Гавриловна стала крестной матерью сестер Леонида Андреева – Риммы и Зинаиды.
В Орле, на улице Болховской, располагались «номера Толстопятова», где с отцом писателя произошел забавный случай. Незадолго до своей смерти Николай Иванович «поссорился ночью с несколькими легковыми извозчиками и, подравшись, вынужден был защищаться от них громадной дверной ручкой, которую вырвал из входной двери в гостинице Толстопятовых на Болховской улице».
Следующим хозяином усадьбы стал легковой извозчик Гамайюров. К тому времени участок был урезан (вместо 30 саженей в ширину осталось всего 11,84), в связи с чем он стал стоить гораздо меньше. Это позволило Гамайюрову собрать достаточную сумму для покупки бывшей усадьбы Андреевых. Дом был приобретен извозчиком как доходный (для сдачи комнат в наем). Одним из квартировавших в этом доме жильцов был друг семьи Андреевых, банковский служащий Андрей Готлибович Шиллер. Весной 1910 года во время Великого поста Л.Н. Андреев приезжал в очередной раз в Орёл и был приглашен А.Г. Шиллером в гости. Это было последнее посещение писателем родного дома.
А уже летом 1910го усадьбу приобретает жена потомственного почетного гражданина Евгения Болеславовна Аракчеева. Сохранился план усадебного места со строениями от 10 июля 1910 года, на котором четко указаны размеры участка (11,84 х 35 саж.). Кроме дома на плане из строений обозначены двухэтажный деревянный амбар, каменный рукав погреба и балконтерраса, выходящая в сад.
В 1912 году усадьба переходит к братьям Андрею и Семену Свиридовым, купившим ее вскладчину у Аракчеевой.
Андрей Дмитриевич Свиридов, частный землемертаксатор, был женат, но детей не имел. Жил он с женой Еленой Константиновной во второй половине дома (ближе к саду). Именно он пристроил крыльцо и сделал отдельный вход, выходящий во двор. Умер А.Д. Свиридов в 1930е годы, и дом полностью перешел во владение брата.
Семен Дмитриевич служил счетоводом, его жена Пульхерия Николаевна занималась хозяйством и воспитывала пятерых детей: сына Владимира и дочерей – Капитолину, Серафиму, Марию, Антонину. Когда дети были еще маленькими, Пульхерия Николаевна умерла. Поднимать детей Семену Дмитриевичу помогала Елена Константиновна, жена брата Андрея, которая так и осталась жить в этом доме. Младшие Свиридовы ласково называли ее «тетя Леля».
Дети выросли, получили хорошее образование. Владимир Свиридов после окончания техникума уехал в Москву. Три дочери пошли по стопам отца и стали финансовыми работниками. Младшая, Антонина Семеновна, посвятила себя врачебной деятельности. Все они обзавелись семьями, но долгое время жили с отцом в доме на 2й Пушкарной.
Серафима Семеновна после замужества оставила работу и стала домохозяйкой.
В 1970е и 80е годы творчеством Леонида Андреева стали интересоваться. Родной дом писателя привлекал внимание почитателей его яркого и самобытного таланта. Хозяева с радостью встречали гостей, а Серафима Семеновна взяла на себя обязанности внештатного экскурсовода. Показывала знаменитый андреевский сад, хозяйственные постройки и даже завела книгу отзывов о посещении Дома Андреева.
Третья дочь Свиридовых, Мария Семеновна, вышла замуж за Николая Ивановича Донцова и всю жизнь прожила со своей семьей здесь же. Воспитала двоих детей, сына Бориса и дочь Галину. До сих пор во второй половине дома живет уже четвертое поколение этой семьи.
Время не жалело дом Андреевых, и трещины по фундаменту, словно морщины на лице старика, напоминают о его возрасте.
21 августа 2015 года в Доме Леонида Андреева была открыта новая экспозиция. Коллекция музея пополнилась подлинными предметами интерьера из дома писателя на Черной речке. Два самых любимых и дорогих дома в жизни Андреева соединились под одной крышей.
Надежда Деулина, научный сотрудник Дома Л. Андреева