В Орле побывал с гастролями Луганский академический русский драматический театр им. П. Луспекаева, в то время как труппа ОГАТ им. И.С. Тургенева представила наш город на II Международном театральном фестивале «На родине Зельдина», проходившем с 20 по 24 октября в Мичуринске.
Вечная классика
Луганский академический русский драматический театр им. П. Луспекаева приехал в Орел впервые, и возможным этот визит стал благодаря проекту «Большие гастроли», организованному Федеральной дирекцией музыкальных и фестивальных программ «Росконцерт» при поддержке Министерства культуры РФ.
На площадке Орловского государственного академического театра им. И.С. Тургенева гости представили два спектакля: «Левша» (12+) Н.С. Лескова и «Лес» (12+) А.Н. Островского.
Такой выбор репертуара, конечно же, был не случаен, ведь театр именно академический и именно русский.
– На мой взгляд, классика вечна. Вне зависимости от того, что происходит в мире в целом и в частности вокруг нас, именно классика поднимает вопросы, важные для каждого без исключения человека, помогает найти ответы на них, акцентирует внимание на том, что мы можем в повседневной суете просто не замечать, –говорит директор Луганского театра Галина Михайлюк-Филиппова.
В то время как «Лес» с успехом идет на сцене театра уже три года, спектакль «Левша» практически премьерный, поставлен он был всего за несколько недель до того, как труппа отправилась в тур.
Режиссер-постановщик обеих работ Сергей Васин отмечает, что главное в этих спектаклях – как театр осознает и реализует свою ответственность перед зрителем.
– С одной стороны, зрители приходят к нам для того, чтобы отдохнуть, отвлечься от повседневных проблем и мыслей, просто расслабиться в зале. С другой же стороны, театр – это место, куда традиционно шли не только, да наверное и не столько за зрелищем, сколько за эмоциями и переживаниями, необходимыми человеческой душе для развития и жизни, для того, чтобы не стоять на месте. Мы ставим классику, работаем с современными драматургами, затрагиваем в том числе и актуальную повестку. Все это нужно делать так, чтобы зритель после спектакля чувствовал себя наполненным, – говорит он.
Прежде чем приехать в Орел, Луганский академический русский драматический театр успел побывать с гастролями в Белгороде и Курске, а после отправился в Тулу, Калугу и Брянск.
– В последние годы мы мало гастролировали, и сейчас такой тур из шести городов для театра, конечно, стал настоящим подарком, – продолжает Галина МихайлюкФилиппова. – Гастроли – это всегда хорошая возможность чему-то научиться, сравнить свое восприятие с восприятием других людей и театров в целом. Нас замечательно принимают везде, но думаю, не будет преувеличением сказать, что Орел нам запомнится особенно. Дело в том, что в ОГАТ им. И.С. Тургенева большая сцена, объемная площадка. В целом в этом театре мы себя почувствовали очень комфортно, практически как дома.
Сергей Васин подчеркивает, что помимо воплощения творческих задач в своей работе он стремится достигнуть и другой важной цели
– Мне важно, чтобы зритель запоминал артистов, – признается он. – Чтобы понимали, что театр это не просто декорации и красивые костюмы. Это прежде всего люди, артисты, благодаря которым каждая из постановок по-настоящему живет.
Международный уровень
Директор Орловского государственного академического театра им. И.С. Тургенева Елена Казакова уверяет, что орловский театр с огромным интересом посетит Луганск с ответным гастрольным визитом.
– Размеры нашей площадки – это одновременно наша гордость и широта возможностей, и обстоятельство, которое нам неизменно приходится учитывать, – делится она. – Так, на фестивале в Мичуринске, где мы представили комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (12+), сама сцена оказалась меньше, чем наша, под которую спектакль изначально ставился. Нам даже пришлось вносить некоторые корректировки в саму постановку, а после пояснять жюри, почему у нас такие большие декорации.
В фестивале «На родине Зельдина» приняли участие 11 театров России и Белоруссии.
Елена Казакова подчеркивает, что «международный» в названии фестиваля – определение, демонстрирующее уровень того, как фестиваль был организован и как много он дал участникам.
– Эта поездка произвела лично на меня, да и на всю нашу труппу в целом, очень глубокое впечатление, – продолжает она. – Огромное внимание организаторы уделили вроде бы элементарному, но такому важному в поездке бытовому комфорту, нам удалось совместить насыщенную программу фестиваля с экскурсией по городу. Разумеется, именно программа была самым важным, самым интересным для всех участников. Артистам важно увидеть постановки из других городов и даже стран, где-то интересный опыт перенять, где-то поделиться собственным. Приятно было наблюдать за тем, как нас принимала публика, как постановка, полюбившаяся орловским зрителям, нашла отклик у людей в новом городе. Вместе с тем мы получили от жюри фестиваля ряд ценных замечаний, и это, на мой взгляд, хорошо, ведь для того и существуют критики, профессионалы, чтобы мы могли делать себя лучше и расти.
Анастасия Извекова