У орловских учеников закончилась первая четверть, которая принесла с собой немало нововведений.
Уроки второго иностранного языка с этого года стали необязательными, зато появился новый цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Каждая рабочая неделя во всех школах теперь начинается с исполнения государственного гимна и поднятия флага, который спускают в конце недели.
Нововведение закреплено в методических рекомендациях Минпросвещения. Для этого школы обеспечили государственной символикой и создали в них знаменные отряды, состоящие из детей, достигших успехов в различных видах деятельности. Со временем в школах также планируют организовать ежегодные уроки по изучению госсимволов страны.
Я с интересом наблюдала в сентябре за школьниками, которые выстраиваются перед учебными заведениями и исполняют гимн. Для проведения церемонии формируется знаменная группа (знаменосец и ассистенты). В начале церемонии руководитель дает команду для построения «Внимание! Под Государственный флаг Российской Федерации — смирно! Флаг внести!». Знаменная группа выносит Государственный флаг России.
В первые недели сентября гимн исполнял несмелый неровный хор – было видно, что не каждый ученик знает текст, который позже классные руководители обязали выучить наизусть. Сейчас похолодало, и мероприятия проводятся внутри школ – в актовых и спортивных залах.
Когда в апреле Министр просвещения РФ Сергей Кравцов объявил о еженедельном исполнении гимна в школах с 1 сентября, в Сети разгорелись нешуточные споры. Ктото заявлял, что насильно патриотом стать не заставишь, ктото утверждал, что это вызовет непонимание и даже неприязнь у школьников, ктото обеспокоился усилением пропагандистской работы в учебных заведениях.
Не все читатели помнят, но в советской школе ученики начальных классов не только учили буквы и счет, но и получали серьезную идеологическую закалку. С первых дней обучения педагоги формировали в первоклашках достойных граждан своей страны, однако никто не говорил о политизированности школ.
Вообще, традиция исполнения гимна в школах существовала еще в дореволюционной России (там исполняли гимн «Боже, царя храни!»).
На сегодняшний день во многих странах мира есть традиция начинать учебную неделю с поднятия флага и исполнения гимна. Например, в США флаги страны и штата поднимают ежедневно в большинстве школ. В китайских учебных заведениях в понедельник перед началом занятий школьники поднимают государственный флаг и поют гимн, изучение которого включено в школьную программу.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном», посвященные России, ее прошлому, настоящему и будущему, введены не только в младших классах, как предполагалось изначально, но во всех классах российских школ. Они стали частью воспитательной работы, направленной на развитие и укрепление патриотизма.
Но говорят там не только о патриотизме, но и о всем том, что волнует обыкновенного российского ребенка.
– На внеурочных занятиях «Разговоры о важном» мы обсуждаем с учителем серьезные темы. Об отношениях к старшим, о наших интересах, о книгах, фильмах и искусстве. На мой взгляд, такие уроки помогают нам сблизиться с классным руководителем, а ей узнать нас лучше, – рассказывает София, ученица 10го класса одной из орловских школ.
Темы занятий приурочены и к конкретным датам — в сентябре учителям предлагали беседы, посвященные Дню знаний и Дню пожилого человека (отмечается 1 октября).
– Каждый разговор о важном имеет конкретную тему. К сожалению, дети стали хуже знать видных деятелей своей страны — ученых, исследователей, военачальников, и вот теперь у нас есть целый час, когда им можно рассказать о важных российских достижениях и людях. И замечательно, что появилась такая возможность, – считает директор средней общеобразовательной школы №45 Евгения Стародубцева.
«События, люди, их деяния и идеи — все это может стать предметом бесед. Наверное, найдутся скептики, которые скажут, что нельзя интересно рассказать про государственные праздники или про семейные ценности. Но мы делаем все, чтобы доказать обратное, — про историю, традиции и культурное наследие нашей страны можно и нужно рассказывать увлекательно, побуждать детей самостоятельно искать исторические факты, больше читать, узнавать новое», – так описал темы возможных занятий министр просвещения Сергей Кравцов.
Конечно, единого мнения о необходимости и пользе еженедельного исполнения гимна в школах у родителей, судя по обсуждениям в соцсетях, нет. Однако, по мнению многих орловцев, поднятие флага и исполнение гимна укрепляет нравственность и помогает уважать Родину. А вот прибавит или убавит это патриотизма, напрямую зависит от семьи, в которой воспитывается ребенок.
Анна АЛЕКСАНДРОВА