В орловских театрах открылся новый сезон
…И преступник запоет
«Свободное пространство» нынче юбиляр. Ему исполняется 40 лет. Возраст молодой, труппа молодая, поэтому и для премьер выбраны пьесы для молодых. И, прежде всего, мюзикл «Мышеловка», которым 9 сентября театр открыл юбилейный сезон.
Это легендарная пьеса Агаты Кристи, только на лондонской сцене выдержавшая более 25 тысяч постановок и внесенная за это в Книгу рекордов Гиннесса. В 2011 году Александр Журбин написал к ней музыку, пьеса получила второе рождение и как музыкальный детектив с успехом идет в Москве и других крупных городах.
Сама автор пьесы Агата Кристи заметила после премьеры в 1956 году, что «это такой спектакль, на который можно привести кого угодно. Он не оченьто страшный. Не пугающий. Это не фарс, но в пьесе есть по чутьчуть от всего этого. Возможно, именно это нравится публике».
Орловской публике тоже понравилось. И лихо закрученный сюжет, интересный зрителю любого возраста, и игра артистов, показавших свою универсальность – умение петь, танцевать, органично осваивать сценическое пространство, держать паузы и накалять интригу. Это совсем не просто, когда на сцене танцуют и поют все действующие лица детектива — убийца и подозреваемые, полицейский и потенциальные жертвы. Поэтому получился настоящий музыкальный спектакль, который и приятно удивил, и украсил начало юбилейного сезона. Знатоки полагают, что ему суждена такая же успешная биография, как спектаклям «Алые паруса» и «Биндюжник и Король». Последний, кстати, тоже на музыку Александра Журбина. Какой получилась новая работа, композитор оценил 27 сентября, накануне своего творческого вечера в «Свободном пространстве».
Памяти Шекспира
Вторая премьера «Свободного пространства», лирический фарс «Веселые жены Виндзора», состоялась 17 сентября. Он тоже поставлен худруком театра Александром Михайловым – и это дань памяти самому знаменитому драматургу всех времен и народов в год 400летия его кончины.
Знаменитый шекспировский персонаж сэр Джон Фальстаф — хвастун, повеса и пройдоха — в этом спектакле сам становится жертвой виндзорских женщинпроказниц, наказавших его за мошенничество и распутство. Актеры, и прежде всего заслуженный артист РФ Валерий Лагоша, просто купаются в своих ролях, поднимаясь на новые высоты профессионального мастерства. В этой связи приятно удивили и заслуженная артистка России Елена Шигапова в роли миссис Пейдж, и Мария Козлова (миссис Брод), и Оксана Иконникова (миссис Куикли). А Сергей Козлов в роли доктора Казуса поразил пластичностью и умением иронизировать над своим героем. За прекрасные костюмы отдельные аплодисменты молодому художнику Марии Михайловой.
Следует отметить, что это не первое обращение театра к драматургии Шекспира. Здесь в разные годы ставились «Двенадцатая ночь», «Ромео и Джульетта», «Много шума из ничего» – и всегда премьера становилась культурным событием театрального сезона.
Бабочки в темноте
С триллера «Бабочки не выживают в темноте» начался 202й творческий сезон в драматическом театре им. И.С. Тургенева.
И хотя он поставлен в рамках проекта «Театр не для всех», задуманного художественным руководителем ОГАТ Игорем Черкашиным для театрально продвинутой публики, нет сомнения, что спектакль будет пользоваться широким зрительским успехом. Вопервых, в его основу положен интереснейший роман Джона Фаулза. Вовторых, он оригинально интерпретирован режиссером Ольгой Шведовой и хореографом Валентином Овсюком (Торонто, Канада), приглашенными для постановки. Втретьих, литературный материал прекрасно прочувствован и показан молодыми актерами ОГАТ и, в частности, Антоном Карташевым и Ольгой Форопоновой.
Это история человека, доведенного одиночеством до душевной болезни. Он жаждет любви, но поступает с любимой девушкой, как с бабочкой из своей коллекции, лишает ее свободы. Моральное противостояние Фреда и Миранды — вот тема этой печальной истории со множеством подтекстов и поводов для размышления.
Спектакль, как и все творческие вечера и встречи, запланированные в рамках проекта «Театр не для всех», идет на малой сцене. Пока это единственное место, куда можно пригласить публику: большой зал все еще не готов. А потому в очередной раз откладывается и премьера спектакля по повести Тургенева «Первая любовь», запланированная Игорем Черкашиным еще к 200летию театра.
От комментариев по поводу сроков приема большого зала руководство театра воздерживается, но в труппе горько шутят, что на фоне неприлично затянувшегося ремонта спектакль о бабочках получил и второй смысл.
Взлететь над суетой
Муниципальный театр свой 21й сезон открывает премьерой спектакля «Иван Грозный» только 30 сентября. Но в рамках проекта «Диалоги в «Русском стиле» 20 сентября он предоставил свою сцену театральной студии «Ювента», действующей при ОГУ им. И.С. Тургенева.
За 17 лет творческой биографии студия, которой со дня основания бессменно руководит доцент ОГУ Наталья Смоголь, не раз была отмечена наградами. Не осталась незамеченной и новая работа – притча «Откуда мы беремся», поставленная по мотивам повести Виктора Пелевина «Затворник и Шестипалый». На ХIV Международном молодежном театральном фестивале в городе Новозыбкове Брянской области она была удостоена двух дипломов – за лучшие режиссуру и мужскую роль. Антон Бушунов, ветеран студии, которая ежегодно пополняется за счет студентов, сыграл здесь цыпленкафилософа. Благодаря интеллекту его Затворник выучил язык людей, много узнал от них и теперь укрепляет мышцы, чтобы осуществить заветную цель жизни – полететь. Правда, он не уверен, что полет поможет найти ответы на все вопросы.
Он передает свои знания молодому изгою Шестипалому, отлученному сородичами от общей кормушки за непохожесть. Диалоги и рассуждения о таких вечных понятиях, как любовь, судьба, смысл жизни и смерть, поднимают двух одаренных одиночек над куриным «большинством» и позволяют им совершить невозможное – почти у края кипящей кастрюли совершить полет и вырваться на свободу. Казалось бы, «курица – не птица…», а так много нового открывает и человеку, мечтающему взлететь над суетой…
Валентина Новошинская