Депутаты подвели первые итоги оптимизации маршрутной сети в Орле: от населения жалоб стало меньше, но перевозчики теряют выручку из-за введения проездных билетов.
Жалоб меньше
3 октября под председательством мэра Орла Василия Новикова состоялось очередное заседание рабочей группы по вопросам транспортного обслуживания населения города. Мэр напомнил, что новая схема маршрутной сети была запущена с 9 августа и сегодня уже есть определенные результаты. Сеть оптимизирована – количество маршрутов сокращено с 49 до 33, исключено их дублирование (при этом маршруты горэлектротранспорта остались прежними), из одной точки города в другую можно доехать не более чем с одной пересадкой. На всех маршрутах предоставляется право льготного проезда.
По информации начальника отдела организации транспортного обслуживания населения и связи администрации Орла Вадима Ничипорова, в конце августа, с 1 и 7 сентября в схему маршрутов вносились некоторые изменения с учетом обращений жителей.
– Количество обращений, как устных, так и письменных, снизилось и сейчас находится примерно на том же уровне, как и до оптимизации сети. В основном они носят частный характер: гдето водитель не остановился или нахамил, гдето не сработал валидатор. Но массовых жалоб, например, что откудато невозможно уехать, нет, – сообщил он.
По словам Вадима Ничипорова, продажи проездных билетов на октябрь резко выросли, горожане массово их раскупают. Значительно увеличилось в сентябре по сравнению с августом и количество поездок по проездным билетам. По итогам августа перевозчики получали за одного пассажира с электронным проездным в среднем 10 рублей 20 копеек. В маеиюне этот показатель составлял около 11 рублей. По итогам сентября в администрации пока нет отчетности.
Проблемы Раздольной
Наибольшие споры возникли вокруг маршрута № 10. Он ходил по новой Раздольной. Но жители микрорайона у магазина «Звездный» начали жаловаться, что утром не уехать, и попросили вернуть им маршрут № 10. На место выезжали и встречались с жителями депутаты и представители администрации. Было решено, что автобусы поедут через «Звездный» в прямом и обратном направлении. Но теперь жалобы пошли от жителей домов по новой Раздольной — они хотят, чтобы им вернули десятый маршрут.
По словам Вадима Ничипорова, трудности на «Звездном» возникли изза того, что ПАТП1, которое обслуживает этот маршрут, выпускало на линию недостаточное количество машин, что приводило к увеличению интервалов движения. По его мнению, достаточно довести количество автобусов на этом маршруте до 13, чтобы снять все вопросы.
Своим видением проблемы поделились и частные перевозчики, которые работают на этом направлении.
– Когда возникли проблемы на «Звездном», я выходил в администрацию с предложением увеличить именно 17й маршрут нежели изменять 10й, – рассказал предприниматель Игорь Бортников, который обслуживает маршрут № 17.
Сейчас, по его данным, в Северный район ходит 115 автобусов, из них 73 – через магазин «Звездный». Если туда добавлен еще и маршрут № 10, то соотношение увеличивается на 10 машин в пользу «Звездного». Между тем в районе новой Раздольной множество многоквартирных домов, в которых проживает около 6 тыс. человек. Им нужен маршрут № 10 именно на Раздольной.
Депутат Евгений Косогов, чей округ находится в этом микрорайоне, встречался с жителями и лично разбирался в возникшей проблеме.
Он считает, что вопрос транспортного обеспечения жителей домов на новой Раздольной надо было решать еще в апрелемае, а не в августе, когда запустили новую дорогу. Сейчас там ходит всего один маршрут, но, возможно, потребуется дополнительно открыть новый.
По мнению депутата Тимура Нерушева, все решения по изменению или дополнению маршрутной сети должны принимать профессионалы, а именно Институт транспорта ОГУ, который и разрабатывал эту сеть для Орла.
Подводя итоги дискуссии, Василий Новиков сообщил, что по маршруту № 10 принимать решение еще рано. До конца октября депутаты проведут мониторинг ситуации, еще раз будут встречаться с жителями, собирать и анализировать предложения.
Лимит на льготы
Внедрение льготных проездных билетов, безусловно, облегчило жизнь горожанам, но не обрадовало перевозчиков. На заседании рабочей группы они привели свою статистику: при стоимости проезда в транспорте 16 рублей с введением льготных проездных они получили в августе в среднем по 10 рублей за одного человека, а по некоторым видам проездных (всего их шесть разновидностей) эта сумма уже доходит до 8 рублей и ниже. Учитывая, что продажи проездных только растут, выручка перевозчиков будет неуклонно падать.
– Если не принять меры, то пассажирский транспорт просто умрет – нечем будет выплачивать кредиты, заправлять автобусы, выдавать зарплату работникам, – заявил предприниматель Николай Парамошкин.
Сами перевозчики видят выход из этой ситуации в строгом ограничении количества поездок по проездным билетам. Мэр пообещал, что этот вопрос будет рассмотрен на одном из заседаний профильного комитета, при этом интересы бизнеса будут также учтены.
Людмила Федосова