Как пояснил перед премьерой художественный руководитель театра, режиссер-постановщик заслуженный артист России Валерий Симоненко, спектакль на историческую тему – это подарок коллектива городу в год его 450-летия. Режиссер признался, что идею вынашивал много лет, умышленно не пользовался исторической беллетристикой, а положил в основу спектакля только документы – подлинные хроники, стихиры и переписку царя с европейскими монархами и князем Андреем Курбским, в которой он, по мнению Дмитрия Лихачева, выступает как «смелый новатор, изумительный мастер языка, мастер «кусательного» стиля».
Вроде бы и сюжетной линии нет, и декораций минимум – лишь небольшой, устланный ковром подиум с троном на фоне нескольких икон, но с первых же минут действа погружаешься в атмосферу далекого ХVI века. Она в музыке, сочиненной царем, в лексике и стиле его писем, в прекрасных костюмах художника-постановщика Анны Назаровой. Как отозвалась начальник городского управления культуры Татьяна Исаева, муниципальные средства, выделенные на эту постановку, были использованы «более чем рационально», спектакль воспринимается прежде всего как исторический экскурс в прошлое России, несет и просветительскую миссию, и большой патриотический заряд.
Удачное решение режиссера – показать взросление и становление будущего царя «всея Руси» несколькими исполнителями. Малолетнего беззаботного при матери играет Глеб, сын актера Владимира Верижникова, прекрасно исполнившего роль Малюты Скуратова. Потом уже 17-летний юноша (актер Вячеслав Федин) с азартной тягой к знаниям, но непогасшей обидой на бояр, которые после скоропостижной смерти 30-летней Елены Глинской (Татьяна Иванюк) несколько лет унижали его, оскорбляли память родителей, держали впроголодь, и не раз случалось, что всей еды был лишь «кусочек просфирки».
Вот откуда жесткость и даже жестокость царя-завоевателя и собирателя земель русских, которого блестяще играет Александр Столяров, к слову, удостоенный за эту работу наград Союза театральных деятелей РФ и городского управления культуры.
Царя последнего периода играет Валерий Симоненко. Это уже глубоко религиозный человек, который горячо кается во многом из содеянного, оплакивает личные потери и вызывает искреннее сочувствие зрителей. А еще – желание перечитать и заново осмыслить некоторые страницы истории своей страны.
Николай Паршиков, ректор института культуры:
– Мне очень приятно, что большинство актеров, занятых в спектакле, – выпускники нашего института. Они прекрасно сыграли свои роли, показали всю противоречивость и главного героя, и эпохи, заставили размышлять и спорить, обращаться к первоисточникам и художественной литературе. Раз тема зацепила, то спектакль удался. Что касается жестокости Ивана Грозного, то жестоким был весь ХVI век. Вспомните хотя бы устроенную гугенотами Варфоломеевскую ночь во Франции в августе 1572 года, когда погибло около 30 тысяч католиков. Так что судить о том времени нынешними мерками нельзя.
Александр Лысенко, писатель, директор издательства «Вешние воды»:
– Увиденное на сцене не совпадает с хрестоматийными представлениями о том времени и герое спектакля, очень достоверно сыгранного всеми актерами. Тема русофобии в российской истории не нова, Запад во все времена хотел видеть в России «империю зла», потому что боялся ее. Особенно в ХVI веке, когда из разрозненных княжеств, стиснутых между татарами и Литвой, появилось благодаря Ивану Грозному огромное государство. Иван Грозный был не более жесток, чем его современники – правители европейских государств, и судить о нем нужно только по
конкретным результатам его правления.
Валентина Новошинская