В субботу, 8 октября, состоялась третья премьера юбилейного сезона театра «Свободное пространство» – драматическая притча «Клятвенные девы».
Много лет назад албанское село Одесской области принимало делегацию из Тираны. Среди гостей была только одна женщина, но своим видом и поведением она шокировала селянок: была одета в мужской костюм, коротко острижена, курила, пила водку-ракию. Старухи перешептывались: «К нам приехала бурнеши, она возглавила свой род после того, как в нем не осталось ни одного мужчины». Мы, дети, удостоенные чести приветствовать иностранных гостей, значения слова
«бурнеши» тогда не поняли. И вот спектакль, и снова – странная женщина…
Заслуженная артистка РФ Нонна Исаева в образе дяди Кеки даже сидит как та гостья из Албании: широко расставив ноги, опираясь на палку, которую нередко пускает в ход в целях воспитания женщин своей семьи. Ее «ближний круг» – это младшая сестра-вдова Теута, прикованная к инвалидной коляс-
ке племянница Лири – жертва «кровной мести», вдова погибшего брата, отгородившаяся от жестокого мира добровольной немотой Эдона, и ее слабоумный сын. Его присутствие в доме выдают лишь громкие крики за сценой да слезы несчастной девушки Розафы. Ее, как на заклание, ночами водят к прикованному цепями «мужу» в надежде, что та родит долгожданного мальчика – защитника семьи. А пока эту труднейшую обязанность несет состарившаяся «дядя» Кеки, заботы же по дому на Теуте в прекрасном исполнении заслуженной артистки РФ Маргариты Рыжиковой. Узнаю в созданном ею образе черты знакомых мне пожилых албанок. Прежде всего, это почтение к старшему в роду: ему никогда не прекословят, держат «очи долу» при разговоре, спешат исполнять просьбы, перед сном моют ему ноги, при встрече целуют руку…
Но сюжет спектакля, поставленного питерским режиссером Владимиром Ветрогоновым по пьесе современного драматурга Олега Михайлова, не о старинном албанском явлении «бурнеши», странно уживающимся с реалиями ХХI века. Это притча об изломанных женских судьбах, о крахе надежд на любовь и простое женское счастье, об отчаянном одиночестве, которое испепелило некогда доброе сердце красивой девушки Кеки, давшей страшную клятву и навсегда отказавшейся от своего женского естества. И природа мстит ей. Мстит иссушенной душой, сердечной глухотой, несчастьями семьи и ненавистью близких людей. И эта обоюдная ненависть приводит к новой трагедии…
Валентина Новошинская