Среди первых в России
– Напомню, что международный благотворительный проект «Детская деревня-SOS» на территории России действует уже 20 лет и наша область в 1998 году стала вторым из шести российских регионов, в которых такая деревня открылась, – поясняет Ольга Васильевна. – По каждому из шести адресов – Москва и Санкт-Петербург, Вологодская, Московская, Мурманская, Орловская, Псковская области – комплекс нескольких направлений деятельности и составляет понятие «Детская деревня-SOS». До сих пор в Лаврово обеспечивались долгосрочная опека детей-сирот, образовательные проекты, а также программа сопровождения выпускников, проживающих в двух Домах молодежи. При этом в России уже десять лет работает Фонд «Укрепление семьи», программы которого прекрасно зарекомендовали себя в десяти российских регионах. Отвечая целям госполитики, программы укрепления семьи решают задачи улучшения положения детей в семье. Мы вошли в эту десятку регионов.
Внутренний резерв
Минуло всего лишь шесть недель, но благодаря тому, что сотрудники Программы пошли в школы и учреждения, занимающиеся проблемами семьи, уже сделаны первые шаги к партнерству и появились первые клиенты. Программа и работает по принципу «кейс-менеджмента». Это пакет документов, процесс заполнения и анализа которых помогает семьям разобраться, насколько велик риск распада семьи или лишения детей родительской опеки. Подробным анкетированием и неспешными беседами «за жизнь» специалисты Программы создают полный социально-экономический и психолого-педагогический портрет семьи, выявляют ее наиболее сильные и слабые звенья, выбирают один или несколько внутренних ресурсов, способных наиболее эффективно вывести семью из кризисной ситуации. Ольга Манина признается, что однажды семью спасло от развода только предложение психолога сесть и предельно откровенно, но без агрессии проговорить взаимные претензии.
– Мы не предлагаем деньги или одежду, – говорит Ольга Васильевна. – Для такой помощи существуют государственные органы и благотворительные фонды. Работаем с ними в тесном партнерстве, в том числе и с госструктурами. Если специалисты видят, что семье на этом этапе нужна материальная помощь или оформление ребенка в сад, или есть проблема с работой, – содействуют получению этой помощи.
Правда, Ольга Манина считает, что как раз менее всего из кризисной ситуации выводит денежная помощь. Как правило, она имеет временный эффект, а корень проблемы не устраняет. Найти же и использовать внутренние резервы семьи – это и более прочный, и долгий вариант. Но если случай тяжелый и только внутренним ресурсом семьи ситуацию не исправить, то возможно оказание материальной помощи и длительное сопровождение семьи со всеми необходимыми компонентами для реабилитации.
Время стресса
После участия в общешкольных родительских собраниях детский психолог Программы Елена Леонова уже определила, с какими категориями семей центр будет работать в ближайшее время. Здесь готовы помочь в кризисной ситуации детям из неполных, многодетных, приемных или опекунских семей; детям, чьи родители страдают алкоголизмом или наркоманией, детям с ограниченными возможностями, с проблемами адаптации в социуме.
– Мы ошибочно полагаем, что у детей школьного возраста нет поводов для стресса, – предостерегает молодых родителей Елена Олеговна. – Это не так, и особенно трудно тем, кто не ходил в детский сад. Представьте ситуацию: семь лет вокруг малыша крутились, выполняя его желания и капризы несколько взрослых, а в классе всего одна учительница на два десятка детей. И нельзя кричать с места, вставать и жевать, когда хочется, и телефон достать с играми. Все эти «нельзя» – сильное психологическое потрясение для ребенка. Такой нуждается в помощи специалиста. Как, впрочем, и ребенок, для которого виртуальное пространство привычнее реального: он там герой-победитель, имеющий несколько жизней, быстро принимает решения и действует, он первый. А в классе он один из многих, здесь надо монотонно выводить буквы, всякий раз спрашивать разрешения и – главная трудность – общаться. И, если родители не заметят этой проблемы, она может перерасти в устойчивый комплекс. А именно в школе формируется модель многих связей – с ровесниками и взрослыми, с противоположным полом и представителями других национальностей и культур. Так что с детьми нужно много и о многом говорить.
Вредная Маша
А еще – интересоваться тем, что они читают и смотрят, убеждена специалист по социальной работе Эльвира Зубаш. Особенно дети дошкольного и младшего школьного возраста, растущие вдали от бабушек-дедушек. Эльвира Владимировна печально констатирует, что их роль с добрыми, полезными для души и разума притчами и сказками в современной семье занял телевизор со странными мультяшными героями, страшными и жестокими, которым чужды традиционные понятия о семье и нравственных устоях. Так, авторы сериала «Маша и медведь» напрочь исключили из сюжета родителей педагогически запущенной, злой, жадной девочки, а невеста Шрека смеется над смертью погибшей из-за нее птицы и разоряет гнездо. «Проглатывая» эту информацию, дети не умеют ее правильно оценить. Спросить же некого: бабушки-дедушки далеко, а родители заняты своими делами. Тем более ребенок не получит ответа, если в семье нет традиции обсуждать итоги и впечатления дня, деликатно спрашивать, внимательно и заинтересованно слушать.
Все эти проблемы и многое другое поправимо, считают специалисты Программы укрепления семьи. Они умеют находить причину кризисной ситуации, анализировать ее, знают, как с минимальными психологическими потерями восстановить в доме «хорошую погоду». Их главная задача – помочь семьям и детям в преодолении кризисной ситуации, предотвращении социального сиротства, улучшении психологической обстановки в семье. Первые клиенты остались довольны полученными результатами.
Валентина Новошинская