Сколько времени требуется для пошива одного театрального костюма, есть ли у актеров костюмы запасные, чем театральный костюм принципиально отличается от повседневной одежды, – обо всем этом и не только корреспонденту «Орловской городской газеты» рассказала заместитель начальника пошивочного цеха ОГАТ им. И.С. Тургенева Ирина Новикова.
Больше чем работа
2024 год для Ирины особенный – она отмечает тридцатилетие своего служения театру.
ОГАТ им. И.С. Тургенева — единственный театр, где Ирине Новиковой довелось работать, и она уверяет, что не променяла бы его ни на какой другой.
– В театр я попала, можно сказать, случайно, – рассказывает она. – Я работала в ателье, но времена были сложные, многое менялось, и мне пришлось экстренно искать другую работу. Я устроилась уборщицей в одну из городских школ, чтобы не терять стаж, но провела там буквально месяц – меня пригласили сюда, в театр. Тогда существовала такая практика – если работы было очень много и сотрудники цеха физически не успевали, приглашались те, кто мог им помогать. Впоследствии, когда в театре появилась вакансия, ее предложили мне.
Сегодня в пошивочном цехе театра, включая Ирину Новикову, трудятся четыре человека. На одном месте они остаются кто 25, а кто 35 лет, и такой опыт совместной работы не может не накладывать отпечаток на атмосферу в коллективе.
– Мне кажется, иногда я провожу в театре больше времени, чем дома, – делится Ирина. – Каково это – проработать на одном месте 30 лет? Для меня – здорово. Этот коллектив как семья, каждая из нас знает, что остальные есть за ее спиной, что всегда найдется кому выручить и подстраховать, если произойдет чтото непредвиденное. Быть может, тут дело в складе характера – я по натуре не сторонница того, чтобы менять сферу деятельности или просто работу. Думаю, что если бы в `93м году все не изменилось так резко, я бы до сих пор прекрасно себя чувствовала, работая в ателье. Но, конечно же, разница между той работой и пошивом театральных костюмов очевидна, и заниматься костюмами невероятно интересно.
Нюансы и традиции
Люди, бывающие в театре регулярно и хотя бы немного задумывающиеся о том, как его жизнь организована, нетнет да и задаются вопросом: как же решается вопрос с чистотой и свежестью костюмов? Ведь каждый новый спектакль – это два, а то и три премьерных показа подряд, которым предшествует еще и так называемый «прогон» – представление постановки художественному совету, а иногда и прессе, то есть еще один полноценный показ.
– Костюм у каждого актера один, запасного нет, – раскрывает секрет закулисья Ирина Новикова. – Для того, чтобы он оставался опрятным, используются специальные накладки внутри. К тому же одна из особенностей пошива театрального костюма заключается в том, что мы всегда оставляем максимально возможный запас ткани. Он не заметен зрителю, но становится страховкой на непредвиденный случай. Самое очевидное – человек может резко поправиться или сильно похудеть, и этот запас позволяет подогнать костюм по фигуре. Хотя бывает и такое, что ткань просто садится. Большинство костюмов стирается и чистится исключительно вручную, этим в театре занимается отдельный специалист, но существуют ткани, которые садятся легко и неожиданно даже после самой бережной обработки.
Чисто технически на пошив одного театрального костюма мастерам требуется неделя, но на деле этот процесс занимает гораздо больше времени.
– Мы всегда ориентируемся на те сроки, которые озвучивает режиссер, и укладываемся в них, но создание костюма – это целая история со своими традициями и негласными правилами, – продолжает Ирина. – Актеры приходят к нам как минимум на дветри примерки. Возвращаясь к особенностям тканей, – можно сшить платье идеально по размеру, замерить все до мелочей, но оно парадоксальным образом «не садится» на актрису, и нужно доработать его лично для нее. Именно во время примерок мы убеждаемся, что актеру в костюме удобно, ведь он никоим образом не должен сковывать движения. При этом театральный костюм от повседневной одежды действительно отличается. Если женщина, актриса, привыкла одеваться изысканно, но удобно и просто, ей может оказаться неуютно, например, в корсете, и мы, с одной стороны, даем ей время привыкнуть, приглашая на примерки, с другой – стараемся сделать этот корсет максимально комфортным для нее.
Расширяя кругозор
Сейчас в пошивочном цехе ОГАТа кипит работа над костюмами к предстоящей премьере – спектаклю «Пегий пес, бегущий краем моря» (12+) в постановке главного режиссера театра Владимира Хрущева.
– Работать над ними очень интересно, – рассказывает Ирина Новикова. – На первый взгляд, это рубашки довольно простого кроя, ничего сложного. Но как только дело доходит до нанесения на них этнических элементов, мы почти теряем счет времени. Работа над костюмами вообще здорово расширяет кругозор, и «Пегий пес…» – хороший пример. Мы не просто садимся и шьем. Мы посвятили отдельное время тому, чтобы почитать об этих костюмах и национальных традициях в интернете, углубились в вопрос. Вопервых, теперь мы можем делать свою работу более осознанно, вовторых, ни при каких других обстоятельствах мы бы о подобных тонкостях не узнали.
Ирина Новикова не считает вышедшие из ее умелых и легких рук костюмы и не знает точно, к рождению скольких спектаклей она причастна.
– Если честно, я редко смотрю наши спектакли, – говорит она. – С одной стороны, потому что, сидя в зале, я в первую очередь начинаю искать изъяны в своей работе. С другой – пошив костюмов – это не механический процесс. Мы всегда проживаем историю, задуманную режиссером, погружаемся в нее.
Себя Ирина Новикова называет человеком эмоциональным, но при этом отмечает, что сотрудничество с людьми творческими и такими же эмоциональными не представляет для нее сложности.
– В этом театре потрясающий коллектив еще и потому, что каждый настроен договариваться, искать компромисс, слышать собеседника, – поясняет она. – Каждый любит свою работу. Впрочем, проведя здесь три десятка лет, я могу смело сказать: это даже больше, чем просто любовь.
Анастасия Извекова